8 (495) 984-53-19, 8 (499) 753-81-56, 8 (926) 629-83-63
Актуальные вопросы ЖКХ от Елены Николаевой
  Опубликовано: 10.07.17

Президент НП НАМИКС, генеральный директор Государственного компенсационного фонда долевого строительства, руководитель Рабочей группы Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам повышения энергоэффективности Елена Николаева прокомментировала в сюжете Первого канала актуальные вопросы российского ЖКХ.

Однако в кадр вошло немного, на своей странице в соцсети Елена Леонидовна опубликовала подготовленный текст полностью, его мы и приводим.

На днях давала интервью 1 каналу о модернизации ЖКХ. Не все удалось сказать за несколько минут. В небольшом ролике авторы успели рассказать лишь о нескольких примерах изменений, происходящих в отрасли, нескольких проектах: блочной модульной котельной в Киржаче, мусороперерабатывающем заводе в Энгельсе.

Я говорю о неэффективности ЖКХ как о бремени, которое накладывается на платежный документ и является серьезной нагрузкой на и без того невысокие доходы россиян. Именно эта причина – неоправданно высокая нагрузка на потребителя из-за неэффективности работы коммунального хозяйства — стала основной для старта модернизации. Кроме того, катастрофический износ инфраструктуры, накопившийся с середины прошлого века, устаревшее оборудование, неэффективное управление…

Конечно, показанные сюжеты – лишь капля в море начатой по всей стране модернизации ЖКХ. Отрасль действительно меняется, хотя и не так быстро, как нам бы хотелось.

Я бы отметила еще, что настоящая работа по модернизации отрасли началась с момента образования Министерства строительства и ЖКХ – с 2013 года, тогда появился действительно объективный анализ состояния инфраструктуры, были поставлены задачи, которые необходимо было решать, в том числе законодательные. Как депутат Государственной Думы шестого созыва, сама инициировала и поддержала новеллы законодательства, которые считала «рамочными», но необходимыми развития целых направлений, создания правовых основ для их деятельности.

В целях модернизации жилищно-коммунального хозяйства мы, например, ввели долгосрочное тарифное регулирование, сделав важный шаг к стабильности и повышению инвестиционной привлекательности отрасли; усовершенствовали законодательство о концессионных соглашениях; реформировали сферу обращения с отходами; ввели новую систему капитального ремонта, позволившую впервые за весь постсоветский период остановить стремительный рост недоремонта и приступить к реновации жилищного фонда, приняли закон о государственно-частном партнерстве.

Модернизация ЖКХ — это действительно одна из сверхзадач нынешней экономики. Жилищно-коммунальный комплекс является одной из базовых отраслей экономики России и обеспечивает население жизненно важными услугами, промышленность – необходимой инфраструктурой, создает рабочие места и новые сферы деятельности. Сегодня в ЖКХ действует более 38 тыс. организаций, в которых работает около 2 миллионов человек. Весь оборот отрасли составляет 4,6 трлн. рублей.

Для того, чтобы качество коммунальных услуг росло, необходимы регулярное обслуживание и плановая модернизация систем тепло- и водоснабжения, водоотведения — это и водоочистные сооружения, и водоканалы, и котельные, и коллекторы, и, конечно, километры сетей. Так, протяженность систем водоснабжения составляет 577 тысяч км, что в 1,5 раза превышает расстояние от Земли до Луны, а протяженность сетей теплоснабжения в 2 раза больше протяженности железных дорог в России.

Согласно опросу ВЦИОМ по итогам марта 23% россиян отметили, что качество ЖКХ стало лучше, 56% — что оно не изменилось.

Объективные критерии подтверждают данные опроса – в текущем отопительном периоде число аварий в теплоснабжении сократилось на 40%, несмотря на аномальные морозы этой зимой.

Впрочем, в интервью, которое было обширнее, чем показано в ролике, мы больше говорили о регионах. Ведь именно там ситуация с ЖКХ более сложная, чем в мегаполисах. В сравнительном анализе коммунального комплекса субъектов РФ отмечено, что две трети субъектов РФ (56 из 85) неэффективно тратят ресурсы на развитие ЖКХ.

Две трети субъектов РФ (56 из 85) неэффективно тратят ресурсы на развитие ЖКХ

На мой взгляд, региональные власти недооценивают роль привлечения в коммунальную отрасль местных игроков. А между тем, даже небольшая поддержка местных предприятий позволяет им быстрее входить в рынок, диверсифицируя производство, обеспечивая рабочие места, привлекая вузы и НИИ, малый бизнес. Все это создает эффект не только для отрасли и экономики региона, но и макроэкономики страны в целом.

Для того, чтобы распространить уже имеющийся опыт модернизации на все регионы, нужно не так уж много: активная позиция региональных властей и долгосрочная стабильность тарифов на ресурсы на уровне, гарантирующем возврат инвестиций.

Безусловно, на модернизацию требуются колоссальные средства. Именно поэтому в отрасль все чаще привлекается частный бизнес: по данным на март 2017 года, региональные власти заключили уже 1638 концессионных соглашений с инвесторами, общая сумма обязательств концессионеров по ним превышает 226 млрд. рублей. При этом интерес бизнеса к отрасли растет с каждым годом.

Укрепление гарантий публичной власти в проектах государственно-частного партнерства, концессионных соглашениях ускоряет приход частного инвестора в отрасль, повышает качество жилищно-коммунальных услуг населению, сокращает потери. Так, в регионах, где работают концессии, в теплоснабжении сокращены аварии на 47%, потери — на 18%, в водоснабжении стало меньше аварий на 21%, потерь — на 14%.

Теплоснабжение. Есть экспертные расчеты, что модернизация теплоснабжения может дать к росту ВВП ежегодные 1–1,5% на протяжении двадцати лет или 20 трлн рублей в текущих ценах.

Теплоснабжающая отрасль России устроена таким образом, что ее потери ежегодно составляют примерно 0,5–1 трлн рублей. Причина в том, что до 50% производимого тепла теряется или не нужно потребителю. В результате исследования «Макроэкономические эффекты модернизации российского ЖКХ» оказалось, что модернизация теплосетей даст колоссальный эффект, если мерить ее в пунктах роста ВВП.

Прямые инвестиции в тотальное обновление обветшалой инфраструктуры теплоснабжения оцениваются экспертами в 5 трлн рублей. Из них 2,5 трлн рублей пойдет непосредственно на продукцию машиностроения, то есть непосредственно в «железо» — современные устройства вроде ИТП и счетчиков, на приведение в нормальное состояние внутридомовой инфраструктуры, обновление котельных и котлов, труб — металлических и полиэтиленовых.

Из этих цифр следует, что модернизация способна создать колоссальный спрос на продукцию машиностроителей. Сегодня годовой выпуск машиностроительной продукции в России составляет около 6 трлн рублей. 2,5 трлн, вложенные за пять-семь лет, увеличат совокупный спрос на продукцию машиностроителей на 6–7%. Для удовлетворения этого спроса может быть создано до 150 тыс. высокопроизводительных рабочих мест.

Вторые 2,5 трлн рублей пойдут различным подрядчикам, смежникам, проектантам, строителям, транспортным компаниям, обслуживающим отрасль. То есть на превращение «железа» в инфраструктуру.

Главный эффект этого вектора в том, что инвестиции распределятся по всем регионам страны, где есть системы централизованного отопления — даже по самым депрессивным, включая моногорода. Для масштабных работ по модернизации по всей стране может быть создано еще до 150 тыс. рабочих мест. Итого, по самым скромным оценкам, модернизация на первом этапе даст до 300 тыс. рабочих мест в промышленности, строительстве, транспорте.

Энергосбережение. На единицу жилой площади в России расходуется в 2-3 раза больше энергии, чем в Европе. Нельзя это относить только на счет суровых погодных условий – такая ситуация сложилась благодаря крайне низкой эффективности производства и транспортировки энергии, поскольку топливо было недорогим, а запасы его казались неисчерпаемыми. Именно поэтому у нас в былые годы не придавалось серьезного значения вопросам энергосбережения.

Особая роль коммунального комплекса, обеспечивающего жизненно важные потребности населения, предопределяет необходимость совершенствования системы управления энергосбережением, процессами измерения и учета потребляемых энергоресурсов, в том числе их количественных и качественных параметров, определяющих конечную стоимость потребляемых услуг. Решение задачи сокращения нерационального потребления энергетических ресурсов, обеспечения принципов социальной справедливости при оплате стоимости потребленных коммунальных услуг позволит успешно реализовать ключевые аспекты государственной политики энергосбережения и энергоэффективности.

Необходимо разработать новые подходы к формированию единой системы управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности, формированию необходимых институциональных, финансовых, организационных и других условий.

К примеру, нам совершенно необходимо стимулировать совмещение работ по капитальному ремонту с проведением энергосервисных мероприятий. «Отмахиваться» от этой проблемы по причины «дороговизны энергосервиса» попросту неприлично после опубликования данных, согласно которым из 97 миллиардов рублей, собранных на капремонт в 2015 году, потрачено было лишь 25 млрд. Необходимо понимать, что инвестиции в энергоэффективные мероприятия окупаются – это вложение в будущее, в развитие инфраструктуры.

Необходимо стимулировать совмещение работ по капитальному ремонту с проведением энергосервисных мероприятий

Интеллектуальная энергетика. В настоящее время происходит трансформация традиционной энергетики, формируется энергетика будущего, развиваются накопители энергии, распределённая генерация, в том числе на базе возобновляемой энергетики.

Появившиеся в ответ на мировые вызовы инфраструктурные новации «Россетей» при участии институтов развития (АСИ) включают развитие отечественных технологий в сфере интеллектуальной энергетики и обеспечение выхода российских компаний на лидерские позиции на новых мировых высокотехнологичных рынках энергетики будущего. Так разработана «дорожная карта» Национальной технологической инициативы «Энерджинет».

Уже сейчас ряд пилотных проектов — в Севастополе (3 проекта до 2020 года) и Калининградской области (2 проекта до 2019 года) — призваны решать новые и нестандартные задачи. В рамках пилотных проектов предполагается применить «Энерджинет» в электрических сетях городов. Здесь предполагается внедрить интеллектуальное коммутационное оборудование и информационные системы управления им, распределенную энергетику (накопители и системы управления производством электроэнергии), в том числе на базе ВИЭ. Это потребительские сервисы, которые позволяют управлять накоплением и потреблением электроэнергии.

Предстоит проанализировать опыт пилотных проектов, создать коробочные модели для тиражирования, разрешить ряд правовых и тарифных проблем.

«Мусорная реформа». Сейчас создается современная система обращения с отходами; нормальный сбор отходов и их переработка. Страна должна стать чистой; на эту задачу отведено два года.

Известный случай с закрытием свалки ТБО в Кучино поднимает вопрос, что же делать с накопившимся на территории нашей страны мусором. Нет никаких проблем закрыть свалку, но это не решение проблемы. Куда теперь вывозить мусор? Простое закрытие свалки в одном месте увеличивает нагрузку на других.

И утилизировать его надо не путем сжигания мусора и загрязнения атмосферы и без того экологически неблагополучных мегаполисов, а строительством специализированных предприятий по переработке, чтобы никаких последствий после утилизации не было ни для людей, ни для природы. Использовать мировой опыт рециклинга — возврата вторичного сырья для повторного использования после соответствующей обработки; внедряя экотехнопарки для переработки вторичного сырья, путем извлечения из него всех полезных компонентов силами малых предприятий. Необходимо привлекать современные технологии, оборудование, привлекая институты развития, научно-исследовательские институты, венчурные фонды.

Здесь есть большой задел для частного бизнеса. Но для того чтобы заинтересовать бизнесменов, надо для них создавать определенные условия — понятные и неизменяемые правила игры.

Изменения, происходящие сегодня, вселяют сдержанный оптимизм. В Ивановской области с 1 июля начал работу региональный оператор обращения с отходами, обслуживающий весь регион. Так что Ивановская область стала первой, полностью перешедшей на новую систему обращения с отходами — ранее несколько регионов запустили работу в рамках новой системы, но лишь на части своих территорий.

Трудно охватить все точки роста и изменений отрасли. Главная новость: что она идет. Где-то успешнее, где-то не очень. Но, судя по темпам внедрения новаций от технологий до управленческих решений, через несколько лет мы забудем о многих проблемах, которые сейчас болезненны и для жителей, и для публичной власти.

Источник: Энергоатлас

вернуться к списку
   
Адрес: 115201, Российская Федерация, г. Москва, Каширское шоссе, д. 22, корп. 3; Тел.: 8 (495) 984-53-19, 8 (499) 753-81-56, 8 (926) 629-83-63
E-mail: Карта сайта
Энергетический паспорт - НП «СЭФ НГП»
создание сайтов
IT-ГРУППА “Передовик точка ру”