2017 год в России официально объявлен Годом экологии. Чтобы как можно эффективнее развивать "зелёную" энергетику, страна в 2015-м стала членом международного отраслевого агентства IRENA. Европейцы спустя почти два года решили-таки помочь Москве необходимыми знаниями и прислали в Минэнерго РФ подробный отчёт, объясняющий, как снизить долю нефтегаза в энергобалансе страны за счёт ветра, солнца и воды. Вот только стоить эта затея госбюджету будет $300 млрд.
В 2015 году Россия вступила в Международное агентство по возобновляемым источникам энергии (IRENA), штаб-квартира которого базируется в Германии. Основная цель Москвы — получить необходимые знания и технологии по возобновляемым источникам энергии. Первых плодов пришлось ждать почти два года.
IRENA на днях выслала России предложения по развитию возобновляемых источников энергии до 2030 года. В Минэнерго РФ получение подтвердили и сказали, что накануне предложения были представлены на встрече первого замминистра Алексея Текслера с главой агентства Аднаном Амином.
Газ выдувают из России
IRENA предлагает России обратить внимание в основном на энергию воды, ветра и солнца. Согласно сценарию агентства, в котором рассматривается ускоренное увеличение доли возобновляемой энергетики в российском энергопотреблении, к 2030 году её объём в конечном потреблении достигнет 11,3%
Россия по стандартам IRENA в целом считается страной со среднеразвитой альтернативной генерацией. Этому факту Россия целиком и полностью обязана именно ГЭСам. Огромные плотины дают примерно пятую часть всей российской генерации, а в доле ВИЭ занимают и вовсе чуть ли не все 100% — 51,5 гигаватта из 51,7 ГВт всей альтернативной генерации.
В России же ГЭС не принято причислять к ВИЭ, поэтому, по российским данным, "возобновляемые" у нас занимают менее 1% от всех мощностей. Впрочем, по мнению IRENA, в альтернативной генерации у России потенциал выше, чем у большинства стран мира.
К примеру, возьмём тепловую генерацию. Сейчас доля "зелёной" энергетики в ней не превышает сотую долю процента, но, по мнению немцев, мы вполне можем её нарастить до 15%.
— В транспортном секторе будет наблюдаться самый большой темп роста использования возобновляемой энергии: к 2030 году он достигнет отметки 8% по сравнению с 1% в 2010-м, — считают в агентстве. — Разработка этих ресурсов может способствовать экономическому росту в сочетании с повышением энергетической безопасности. Не говоря уже о том, что это поможет России выполнить свои международные обязательства по Парижскому соглашению (о снижении выбросов).
Но у российской генерации есть одна хроническая болезнь — она избыточна, энергии производится больше, чем продаётся на внутреннем и внешнем рынках. По версии IRENA, средняя загрузка генерирующих мощностей не превышает 69%. Хотя ежегодно вводятся и выводятся из работы гигаватты мощности, места для ВИЭ в освобождающихся ячейках власти находят с трудом. Получается, для ввода этих самых ВИЭ придётся жертвовать уже использующимися ресурсами, к примеру газом, предлагает IRENA.
Но и тут всё не так просто. По расчётам IRENA, постепенная замена газа на ВИЭ обойдётся России в $300 млрд (17 трлн рублей), то есть примерно по $21 млрд (1,2 трлн руб.) инвестиций ежегодно.
По сравнению с тем, что тратит на ВИЭ Россия, — цифры фантастические, отмечает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.
На 2017 год, по расчётам эксперта, Россия закладывает порядка $1,1 млрд инвестиций в ВИЭ — из них $0,4 млрд на ветрогенерацию, 0,4 млрд — на солнечную и $0,3 млрд — на строительство мини-ГЭС.
— У нас за последние годы ввели порядка 5 тыс. МВт "зелёных" мощностей, в Европе столько за месяц вводится, — замечает он. — Планы Минэнерго по сравнению с тем, что советуют европейцы, кажутся смешными. $21 млрд — это по сегодняшнему курсу около 1,1 трлн рублей, столько примерно ежегодно тратится нами на энергетику традиционную.
Затраты можно "отбить", утверждают в IRENA.
— Сокращение внутреннего потребления нефти и газа также может создать потенциал для увеличения их экспорта, к примеру в Китай и Европу. Это может дать дополнительные $8 млрд дохода ежегодно, — утверждают немцы.
"Даже если лишний газ и появится, всё равно неясно, а как его тем же китайцам доставлять", — не согласен Пикин.
— Во-первых, сетевой инфраструктуры доставки в Китай нет, во-вторых, промышленно развитые районы там находятся на юго-западе. Наконец, встаёт вопрос с тарифами — они, конечно, хотят низких. Китай и сам передовик во вводу ВИЭ.
"Правильный ответ — нет"
Несмотря на прогнозируемые IRENA миллиарды доходов, власти пока не следуют советам европейцев. До 2037 года доля ВИЭ вырастет до 4%, заявил после встречи с IRENA ответственный за переговоры замминистра энергетики РФ Алексей Текслер.
— Несмотря на обеспеченность России традиционными источниками энергии, мы являемся сторонниками перехода мировой энергетики к низкоуглеводному будущему. Так, с каждым годом в России увеличивается суммарная мощность вводимых объектов возобновляемой энергетики: если в 2015 году их мощность составила чуть менее 60 МВт, в 2016 году — более 70 МВт, то в 2017 году ожидается ввод порядка 125 МВт объектов ВИЭ, — утверждает министр.
Больших перспектив от ВИЭ в России ожидать не стоит, уверены в министерстве, и вот почему. Основной проблемой использования ВИЭ является их низкая экономическая конкурентоспособность по отношению к централизованной системе электроснабжения, считают там, перспективной областью применения ВИЭ в России являются только изолированные и удалённые районы.
Вряд ли переход на ВИЭ понравится и потребителю. Если кВт "газовой" энергии будет стоить ему около $0,04, то, по расчётам самой IRENA, энергия солнца стоит уже $0,35, ветра — $0,13, мини-ГЭС — $0,12. По данным отраслевого НП "Сообщество потребителей энергии", содержание 6 ГВт мощности ВИЭ стоит экономике столько же, сколько оплата 100 ГВт традиционной генерации. Неудивительно, что высоко затратные ВИЭ едва привлекают инвестиции. Прошлый год стал одним из самых провальных — к суммарным 51,7 млн кВт "зелёной" мощности России прибавилось всего 0,056 млн кВт, хотя в 2015 году этот показатель был 0,6 млн кВт.
— Эта мощность сегодня в несколько раз дороже традиционного электричества, — признавал в 2015 году сам замминистра Алексей Текслер. — А мы не считаем, что для России традиционная энергетика — какое-то проклятие. Если отойти в сторону и спросить по-честному, нужна ли нам альтернативная энергетика прямо сейчас, то правильный ответ — нет.
Источник: L!FE |