8 (495) 984-53-19, 8 (499) 753-81-56, 8 (926) 629-83-63
 
Мурманская область – один из лидеров рейтинга энергоэффективности
  Опубликовано: 15.03.17

Марина Васильевна Ковтун - Губернатор Мурманской Области.

 Биоэнергетика в Мурманской области: строительство новых котельных на торфяном топливе

Обратиться к биоэнергетике нас заставляют особенности топливно­-энергетического баланса региона. Подавляющая часть тепловой энергии на Мурмане производится за счет привозного топлива, в первую очередь мазута. Собственного производства мазута и угля у нас нет. Цены на топливо постоянно растут, на них накладываются транспортные расходы. Образуется значительная диспропорция между фактической стоимостью топлива и его стоимостью, включаемой в тариф для населения.

Бюджет области ежегодно теряет огромные средства на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающим организациям. Промышленные предприятия испытывают экономические трудности из­-за того, что в себестоимости их товаров и услуг немалую часть составляют расходы на энергопотребление. Кроме того, весьма велика степень износа основного оборудования котельных. Поэтому мы сегодня ищем альтернативные пути в энергетике, стараясь сочетать энергетическую стратегию, согласованную для Мурманской области на федеральном уровне, с собственными возможностями.

В частности, в рамках реализации согласованного Минэнерго России комплексного инвестиционного проекта по модернизации системы теплоснабжения Мурманской области до 2030 года готовится строительство новых котельных в Терском и Кандалакшском районах с переводом их на местные виды топлива – торф и древесные отходы. Торфяной фонд Мурманской области составляет порядка 118 месторождений с суммарными запасами более миллиарда тонн. Из них около 34 млн тонн готовы для промышленного освоения. Так, месторождение в Терском районе, по оценкам экспертов, находится в хорошем состоянии и готово к разработке. Залежей торфа там около 2 млн тонн.

Проекту по добыче и переработке торфа присвоен статус приоритетного инвестиционного проекта Мурманской области. Первый этап проекта предполагает выход на месторождение и начало добычи торфа летом 2017 года с целью обеспечения топливом трех котельных на 25 МВт. Они будут построены в рамках заключенного в декабре 2016 года концессионного соглашения с администрацией поселка Умба. На следующих этапах начнется увеличение добычи торфа на месторождениях Терского района для снабжения уже работающих биокотельных и модернизированных котельных в Кандалакшском районе и поселка Зеленоборский.

Надо признать, что не все однозначно оценивают использование торфа для производства тепла. Кое­-кто говорит даже о «возвращении в каменный век». Между тем использование торфа – нормальная и повсеместная мировая практика.

В рамках реализации приоритетного инвест-проекта по добыче и переработке торфа будет построен завод по производству торфяных брикетов с годовым объемом производства более 20 тыс. тонн. Реконструкция действующих и строительство новых котельных не потребуют никаких дополнительных затрат ни на региональном, ни на местном уровне. Все затраты возьмут на себя инвесторы в рамках концессионного соглашения. Таким образом, реализация этого проекта должна стать отличным примером государственно­-частного партнерства.

Мурманская область – пилотный регион по внедрению механизма энергосервиса

Минэнерго России высоко оценивает результаты политики энергосбережения Мурманской области. Наш регион – один из лидеров недавно опубликованного Министерством рейтинга энергоэффективности субъектов. И неслучайно Мурманская область определена Минэкономразвития России одним из пилотных регионов по подготовке и реализации проектов по энергосбережению за счет внебюджетных источников, в том числе с использованием механизмов энергосервисного договора. Полученный нами опыт будет тиражирован в других субъектах РФ.

В качестве пилотного муниципалитета в Мурманской области определен г. Мончегорск. Он стал первым в регионе городом, где в 2016 году был заключен энергосервисный договор по модернизации уличного освещения. В Мончегорске заменили более 5300 уличных светильников и установили 1700 ламп праздничной иллюминации. Сейчас в городе внедряется автоматизированная система, позволяющая управлять сетями наружного освещения и отслеживать выход светильников из строя. Прорабатывается вопрос установки 1000 датчиков движения в местах с наименьшим пребыванием людей. Цена контракта составила 104 млн рублей.

На сегодняшний день это самый крупный по объему вложений энергосервисный контракт в Мурманской области. Отмечу, что затраты местного бюджета при заключении энергосервисного контракта равны нулю, администрация экономит на обслуживании освещения, причем не только в киловатт-­часах, но и в трудозатратах.

В настоящее время у нас в регионе выстроена система взаимоувязанных программ энергосбережения, включающая региональную программу повышения энергоэффективности объектов областной собственности, программы областных бюджетных учреждений и муниципальных образований.

В бюджетной сфере показатели потребления по всем видам энергоресурсов у нас уверенно снижаются. В региональной программе повышения энергоэффективности объектов областной собственности прописана потребность в привлечении внебюджетных средств для проведения энергоэффективных мероприятий на ближайшие три года в сумме более 550 млн рублей.

Правительством области ведется комплексная работа с потенциальными инвесторами по привлечению инвестиций в ЖКХ, в том числе с использованием энергосервисных контрактов и концессионных соглашений. Особый интерес вызывают объекты бюджетной сферы, так как они потребляют достаточно большое количество ресурсов и в то же время имеют высокий потенциал энергосбережения. Что называется, есть куда стремиться.

В число основных проблем теплоснабжения в зданиях бюджетной сферы Мурманской области входят изношенность внутридомовых инженерных сетей, потери тепла через ограждающие конструкции зданий, разрегулированный гидравлический режим и отсутствие энергосберегающего оборудования.

Мы активно ведем внедрение энергосервисных проектов в бюджетных учреждениях. Наибольший эффект по снижению потребления тепла дает установка автоматизированных теплопунктов с погодным регулированием в совокупности с утеплением внешнего контура. В 2015 году Минэнерго и ЖКХ Мурманской области была проведена проверка реализации энергоэффективных мероприятий – в 15 областных учреждениях были проверены 23 АТП. Полученный эффект составил 15%. Экономия – 6 тыс. Гкал, что в усредненных тарифах составляет порядка 15 млн рублей.

Механизм энергосервиса уже применяется в муниципальных образованиях и на предприятиях. Так, например, в Мончегорске при реализации энергосервисных контрактов в 2015 году в 8 бюджетных учреждениях были заменены тепловые пункты, а в 2016 году, как уже было сказано, модернизировано уличное освещение. В этом же году МУП «Оленегорские тепловые сети» и АО «Апатитыводоканал» заключили энергосервисные договоры на установку и модернизацию насосного оборудования.

Региональным Министерством энергетики и ЖКХ совместно с Агентством энергоэффективности и администрациями муниципальных образований в данный момент ведутся переговоры с потенциальными инвесторами по привлечению внебюджетных средств на модернизацию: освещения, оборудования котельных и водоканалов, автоматизированных тепловых пунктов и т.д.

Комплексное развитие социальной инфраструктуры малонаселенных и удаленных пунктов (микропоселений) Мурманской области

Бесперебойное энергоснабжение – едва ли не главный фактор развития малонаселенных и удаленных поселений. При этом Кольская энергосистема обладает рядом особенностей, которые определяют подход к вопросам электрификации территорий.

В первую очередь, это состав энергосистемы. Практически вся выработка энергии производится традиционными источниками: КАЭС (48% – 1760 МВт), 17 ГЭС (44% – 1596 МВт), 2 ТЭЦ (8% – 286 МВт). При этом наблюдается значительное превышение выработки электроэнергии над ее потреблением в регионе, и избыток мощности экспортируется в энергосистемы Карелии и страны Скандинавии (внутрирегиональное потребление – 74%, переток в Республику Карелия – 21%, экспорт – 5%).

Еще одна особенность – в характерном распределении энергопотребления. Централизованное электроснабжение имеется лишь на части территорий полуострова, на которой проживает основное население. Удаленные поселения имеют автономное электроснабжение. Строительство ЛЭП к микропоселениям, расположенным на этих территориях, нецелесообразно.

Например, в Терском районе в удаленных поселениях Пялица, Тетрино, Чаваньга, Чапома, не имеющих связи с единой энергосистемой, постоянно проживает 247 человек. Эти поселения получали энергию от дизель­-генераторов 8–12 часов в сутки. Поэтому начать внедрение альтернативной энергетики мы решили именно здесь.

Реализация проекта по электрификации удаленных поселений Терского района стартовала в 2010 году с выработки основной идеи о необходимости привлечения нестандартных источников энергии. В 2012–2013 годах было разработано технико-­экономическое обоснование установки комбинированных автономных электростанций, использующих энергию ветра и солнца. Для реализации проекта в 2013–2014 годах были привлечены средства федерального бюджета на софинансирование региональной программы повышения энергетической эффективности, заключено соглашение с районом о софинансировании проекта. В 2014–2015 годах в два этапа было начато строительство станций, а в 2015–2016 годах станции были введены в эксплуатацию.

Строительство электростанций было сопряжено с рядом сложностей. Во-­первых, отсутствие дорог. Во­-вторых, конечно, суровые климатические условия. И, в-­третьих, новые, непривычные технологии. Используется принцип комбинированной выработки электроэнергии из трех источников: ветра, солнца и дизеля, что позволяет обеспечить непрерывное энергоснабжение, т.к. летом, в период полярного дня на Севере существует избыток солнечной энергии. Кроме того, была применена передовая технология защиты солнечных панелей от воздействия непогоды. Оборудование было размещено на крыше станции, образовав с ней единую конструкцию. Благодаря такому решению тыльные стороны панелей были скрыты от ветра и осадков.

Стоимость проекта составила 137,65 млн рублей (федеральный бюджет – 118,5 млн рублей, областной бюджет – 11,3 млн рублей, местный бюджет – 7,95 млн рублей).

Первый год эксплуатации станции в селе Пялица показал, что главными источниками генерации выступают ветер и солнце. Дизель­-генераторы становятся резервными источниками энергии. За 2015 год в селе Пялица общая выработка электроэнергии составила 138 МВт*ч.

В ходе эксплуатации станций корректировались параметры проекта. В частности, лопасти ветряков были заменены на более короткие с учетом сильных ветров. Согласовывались режимы работы автоматики нескольких ветроустановок в совокупности с солнечными батареями и дизель­генераторами. Сейчас рассматривается возможность дистанционного телеметрического управления установками из Мурманска.

Комитет по тарифному регулированию Мурманской области в августе 2016 года согласовал в ФАС России постановление о снижении тарифа для прочих потребителей данных поселений, и с 1 декабря 2016 года он составляет 7,95 руб./кВт•ч (раньше он был 20,53 руб./кВт•ч). А стоимость электроэнергии для населения составляет 1,841 руб./кВт•ч.

В итоге мы получили множественный положительный эффект: круглосуточное энергоснабжение поселений; обеспечение безопасности и связи с «большой землей»; создание благоприятного инвестклимата для развития туризма в Терском районе; и, наконец, сокращение расходов областного бюджета на закупку и доставку топлива.

Достигнутые успехи были замечены на федеральном уровне: администрация Терского района в 2015 году стала лауреатом Второго Всероссийского конкурса реализованных проектов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности ENES, заняв третье место. Проект электрификации удаленных поселений Терского района был отмечен как лучшая практика в области энергосберегающих технологий в Государственном докладе Минэнерго России о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации в 2015 году.

Сегодня мы рассматриваем возможность применить полученный опыт для электрификации села Краснощелье Ловозерского района. Ведется подготовка организационно-­правовых и технико­-технологических схем реализации проекта, специалисты выезжали на предполагаемую площадку строительства станции. По результатам проведения предпроектного аудита и отработки проектных решений в Правительство области будет представлена концепция реализации проекта для дальнейшего рассмотрения и обсуждения.

Экологическая безопасность Арктики

В Плане проведения в Мурманской области Года экологии более 100 мероприятий. Что немаловажно, все это социально ориентированные проекты. Прежде всего, это построение современной системы обращения с отходами. Мы продолжаем реализацию концессионного соглашения, в рамках которого в декабре 2017 года планируется открытие мусоро-сортировочного комплекса и нового современного полигона твердых коммунальных отходов для нужд северной части области.

Еще одно важное направление – ликвидация накопленного экологического ущерба: брошенных и затопленных объектов в акватории Кольского залива, ядерно-­ и радиационно-­опасных объектов, крупных свалок отходов, очистка и реабилитация территорий расформированных воинских частей, военных объектов.

Работы по очистке Кольского залива перейдут из проектной в практическую стадию: в 2017 году будет ликвидирована свалка судов в районе поселка Ретинское. На это мероприятие из федерального бюджета выделяется ресурсное обеспечение в 50 млн рублей. На областном уровне будет продолжена начатая еще в 2013 году работа по ликвидации несанкционированных свалок отходов в муниципалитетах.

В федеральный план Года экологии вошла разработка проекта рекультивации и сама рекультивация огромной свалки отходов в микрорайоне Дровяное в Мурманске и пометохранилища бывшей птицефабрики «Снежная».

В области будет создан учебно­-тренажерный центр экологической компетенции. Центр будет готовить персонал аварийно-­спасательных формирований в сфере предупреждения и ликвидации возможных разливов нефти и нефтепродуктов и иных чрезвычайных ситуаций, влияющих на состояние природы. Опыт создания такого центра в последующем может быть применен во всех приарктических субъектах Федерации.

Мы продолжим создание инфраструктуры для развития экологического туризма на территориях заказника «Сейдъявврь» и природного парка «Полуострова Рыбачий и Средний». Там будут оборудованы смотровые площадки, обустроены туристические стоянки, проложены эко-туристические маршруты. Большую помощь по этому направлению нам оказывают промышленные предприятия.

До конца 2018 года теплоэнергетической компанией «ТГК­1» запланирована реконструкция производственных мощностей на Мурманской ТЭЦ. В частности, будет внедрена система беспарового слива топочного мазута, что приведет к снижению сбросов сточных вод и позволит частично решить проблему неприятного запаха, много лет мучавшего мурманчан.

АО «Апатит» намерено приобрести оборудование по утилизации и обезвреживанию опасных производственных отходов. На предприятии будет работать установка по переработке автомобильных шин и железнодорожных шпал. В результате переработки будет получен металлолом и печное топливо. Это позволит сократить объемы захоронения таких отходов практически в 20 раз.

Ну и, конечно, в 2017 году будет проводиться большое количество мероприятий по экологическому просвещению и воспитанию.

Источник: РЭЭ

вернуться к списку
   
Адрес: 115201, Российская Федерация, г. Москва, Каширское шоссе, д. 22, корп. 3; Тел.: 8 (495) 984-53-19, 8 (499) 753-81-56, 8 (926) 629-83-63
E-mail: Карта сайта
Энергетический паспорт - НП «СЭФ НГП»
создание сайтов
IT-ГРУППА “Передовик точка ру”