8 (495) 984-53-19, 8 (499) 753-81-56, 8 (926) 629-83-63
 
Экономный сервис
  Опубликовано: 08.02.17

В Мурманской области развивается механизм энергосервиса в социальной сфере.

Компании, которые занимаются поставкой и монтажом нового энергосберегающего оборудования, могут заключить специальный энергосервисный договор с администрациями муниципалитетов. В данном случае предприниматели выступают инвесторами и получают возврат вложенных средств за счет той экономии, которую получают потребители. За пятьдесять лет компания получает прибыль, а города - новую технику, которая по окончании действия договора переходит в собственность муниципалитета и продолжает работать на благо всего населенного пункта. Таким образом, в Заполярье планируют обновить уличное освещение, тепловые пункты, систему водоснабжения в зданиях школ, детских садов и других государственных учреждений. Однако гарантировать прибыль бизнесу, который привлекают в энергосервис, пока могут только честным словом. Согласно договорам, все заботы по расчетам, получению экономии и платежам - в зоне ответственности инвесторов и являются риском.

Энергосервисные контракты как форма договора существуют в российском законодательстве с 2009 года, но пока применяются лишь в 28 субъектах страны. Мурманская и Тульская области выбраны пилотными регионами правительством России. Если опыт окажется удачным, его планируют использовать и тиражировать.

По мнению экспертов в жилищно-коммунальной сфере, наибольший эффект по снижению потребления тепловой энергии дает утепление внешнего контура зданий и установка автоматизированых тепловых пунктов (АТП), которые регулируются относительно погоды. Например, в 2015 году в 15 учреждениях Мурманской области установили 23 таких пункта. Экономия составила 6 тысяч гигакалорий, или 15 процентов, что, переводя в усредненные тарифы, выливается почти в 15 миллионов рублей.

Мончегорск стал первым городом в заполярном регионе, где удалось заключить масштабный энергосервисный контракт. В 2015 году в 8 бюджетных учреждениях заменили тепловые пункты, а в 2016 году модернизировали уличное освещение. В городе заменили 5302 уличных светильника и установили 1700 ламп праздничной иллюминации. В настоящее время в Мончегорске внедряется автоматизированная система управления сетями наружного освещения, отслеживания поломок. До конца 2018 года появится 1000 датчиков движения в местах с наименьшим пребыванием людей.

Город получил современную сеть освещения, не потратив ни копейки. Инвестор полностью заменил старые светильники на энергосберегающие за свой счет. В течение семи лет инвестор будет забирать "экономию" для покрытия своих расходов и все это время обеспечивать сервисное обслуживание уличной сети.

- Помимо того, что затраты местного бюджета равны нулю, администрация экономит на обслуживании освещения, причем не только в киловатт-часах, но и на трудовых ресурсах, - отметили специалисты мончегорской администрации и подтвердили, что затраты на электроэнергию уже стали меньше.

- Мы видим, что уже по итогам ноября-декабря достигнута определенная экономия средств. Мы понимаем, что это самый крупный по объему инвестиций контракт в Мурманской области - 104 миллиона рублей. Это самое большое число светильников. Применение самых современных технологий, - заявил заместитель губернатора Мурманской области Евгений Никора.

Для того чтобы привести бизнес в города Крайнего Севера, приходится проводить большую работу, ведь рисков у бизнеса много и, по словам чиновников, в надежности партнерства приходится убеждать. Анализ одного из исследований показал, что в настоящее время энергосервис имеет больше преимуществ для заказчика, чем для энергосервисных компаний. В целом для энергосервиса, как и любой экономической деятельности в текущих российских условиях, могут возникнуть риски, связанные со снижением экономической активности, экономической нестабильностью, уходом иностранных инвесторов и падением курса рубля, удорожанием банковских кредитов.

- К слабым сторонам для предпринимателей относится выведение средств на срок реализации проекта, зависимость уровня достигнутой экономии от соблюдения заказчиком правил эксплуатации энергосберегающего оборудования, высокий уровень финансового обеспечения контрактов. Есть риск недостижения экономии из-за ошибочной оценки инвестиционных затрат и базисного энергопотребления, - перечисляет кандидат экономических наук Алексей Немыкин. - К рискам можно отнести банкротства заказчика, недостижение экономии из-за внешних факторов: изменения тарифов, несоответствия характеристик устанавливаемого оборудования заявленным производителем параметрам.

Так, например, резкий отток населения и энергопотребления ударит по карману инвестора.

- Еще один риск - это недобросовестность или коррумпированность местных органов власти, - уточнил Евгений Никора.

Нет страховки и от банкротства МУПов, которые являются заказчиками по энергосервисным договорам. В случае ликвидации унитарного предприятия администрация несет ответственность по обязательствам и платит по долгам, но это уже само по себе некомфортно для бизнеса.

Оценка проекта в Мончегорске велась в течение трех лет. Инвесторы смотрят с надеждой в будущее, хотя застраховаться от всех рисков на сто процентов не могут.

- Были запрошены все документы по оплатам за базовый год для формирования энергетического базиса и его проверки. Совместно с администрацией и МУП "ЖКХ" Мончегорска были проведены работы по расчету потребления в предыдущем году - это дает нам представление об окупаемости проекта. Сохранились риски по неоплате, а также если администрация не будет следить за состоянием сетей, и светильники начнут выходить из строя, нам придется вести претензионную, - рассказал генеральный директор энергосервисной компании Юрий Бредихин.

На сегодняшний день преимущества в реализации энергосервиса исследователи отмечают у компаний-поставщиков энергосберегающего оборудования, имеющих собственные инжиниринговые решения, и компаний, обладающих большими финансовыми возможностями.

Энергосервисные контракты сегодня можно заключать на реконструкцию тепловых пунктов в бюджетных муниципальных учреждениях и инфраструктуры водоканалов. В соответствии с решением совещания в правительстве Мурманской области, до 1 марта 2017 года все бюджетные учреждения социальной сферы должны провести обследования и найти варианты для применения энергосервисных контрактов. Следующим городом после Мончегорска подобные соглашения готовится заключить администрация Кандалакши. По мнению экспертов регионального правительства, сегодня они могут ручаться практически за все муниципалитеты, за исключением гарнизонов, где большая часть коммунального хозяйства относится к объектам министерства обороны.

Источник: Российская газета

вернуться к списку
   
Адрес: 115201, Российская Федерация, г. Москва, Каширское шоссе, д. 22, корп. 3; Тел.: 8 (495) 984-53-19, 8 (499) 753-81-56, 8 (926) 629-83-63
E-mail: Карта сайта
Энергетический паспорт - НП «СЭФ НГП»
создание сайтов
IT-ГРУППА “Передовик точка ру”