8 (495) 984-53-19, 8 (499) 753-81-56, 8 (926) 629-83-63
 
Выступление Председателя Правления НП "СЭФ НГП" на VI Международном Конгрессе "Энергосбережение и энергоэффективность – динамика развития"
  Опубликовано: 05.10.16

Суденко Борис Андреевич, Председатель Правления саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство «Совет энергоаудиторских фирм нефтяной и газовой промышленности».

Десять лет назад, в октябре 2006 года на втором съезде энергоаудиторов, проходившем в Минэнерго, я выступил с несколькими актуальными тогда, и, как я считаю, по сей день предложениями, относящимися к проблемам энергосбережения. Скажу только о двух из них.

Первая, в качестве примера. Вторая, для постановки вопроса по существу.

Я занимаюсь вопросами энергосбережения более двадцати лет, в том числе практическим энергоаудитом восемнадцать лет, и к 2006 году накопил достаточный опыт и знания для того, чтобы прийти к выводу о том, что в полномочиях Министерства энергетики значатся две взаимоисключающие друг друга функции: необходимость наращивания объемов генерации энергии и снижение ее потребления за счет энергосбережения у потребителей. Уверен, не я один это понимал, но прошло десять лет, в течение которых я постоянно писал и говорил об этом противоречии, принципиально сдерживающем энергосбережение, и только совсем недавно многие вчерашние противники этой крамолы вдруг прозрели и даже довели ее, как здравую идею, до уровня вице-премьера. Говорят, решение о передаче полномочий по управлению энергосбережением из Минэнерго в Минэкономразвития уже принято. Десять лет для решения такой вполне очевидной проблемы неприемлемо много!

И все же остаюсь при мнении, что вопрос решен нерационально. Управление энергосбережением следовало передать в Ростехнадзор. Исходя из того, что энергосбережением должна быть охвачена вся территория страны, и тема эта принципиально в большей степени техническая и только, как следствие этого, экономическая, а Ростехнадзор самая разветвленная структура технического плана исполнительной власти в России, энергосбережение следовало передать именно ему. Время покажет.

Вторая проблема относится к энергетическим обследованиям. Это главное, с чем я хочу обратиться ко всем. Я предложил отказаться от их них, еще в 2006, заменив более простой и гораздо более пригодной для практического использования результатов, процедурой энергетической инвентаризации. Перечисление недостатков обследований и преимуществ инвентаризации займет слишком много времени, поэтому назову только основные.

  1. Энергетическая инвентаризация позволит достаточно быстро создать полную и корректную информационную базу в части, охватывающей вопросы энергоснабжения, энергопотребления и энергосбережения предприятий с участием государства, государственной поддержкой, бюджетной сфере, сфере ЖКХ. Последнее, оговорюсь, требует особого подхода.

  2. Инвентаризация должна проводиться независимыми энергоаудиторскими организациями в рамках поручения исполнения контрольной функции от уполномоченного органа государственной власти. Государство имеет право и обязано хорошо разбираться в своей собственности.

  3. Стопроцентно частный бизнес может не беспокоиться: его это не коснется. Энергоаудит или энергоинвентаризацию он может заказать добровольно и исключительно для своего внутреннего использования.

  4. Энергообследования оплачиваются обследуемым юридическим лицом, в этой ситуации энергоаудитор не может быть независимыми, а, значит паспорт и отчет всегда будут содержать только то, что устраивает заказчика. Истинная ситуация на объекте, мнение энергоаудитора, основные недостатки, по воле заказчика, всегда остаются за кадром. Энергоинвентаризация должна проводиться по территориальному принципу за счет средств региональных бюджетов. Ее только нужно организовать грамотно и абсолютно открыто (естественно, в тех случаях, когда отсутствует условие секретности, сохранения гостайны). Нужна открытая, всем понятная и обоснованная стоимость, открытая территориальная конкурсная процедура, открытый график проведения работ.

    Энергоинвентаризация будет процедурой самоокупаемой в том случае, если она будет проводиться последовательно, жестко, а результаты будут иметь соответствующие последствия лично для первых лиц предприятий и организаций. Уверен и знаю по опыту: по мере приближения даты инвентаризации на предприятиях и в учреждениях найдутся силы и средства для решения многих проблем, до которых годами не доходили руки.

    Но, главным источником окупаемости станут не масштабные проекты, требующие неподъемных инвестиций, а достаточно мелкая, но кропотливая и повседневная работа по наведению порядка в соответствие с результатами инвентаризации.

  5. Осмотр строительных конструкций и фасадов грамотным, а главное опытным отечественным инженером позволит сделать гораздо быстрее и гораздо больше полезных и ответственных выводов, чем дорогостоящая тепловизионная съемка с полетами на вертолетах и использованием импортного оборудования, с получением и последующей заумной интерпретацией впечатляющих цветных снимков.

    Тщательная сверка ведомостей энергопотребляющего оборудования, числящегося на балансе, с реально установленным, функционирующим, реально используемым позволит выявить ложные составляющие установленной мощности, которые составляют до 10%.

    Отчетные данные по пути через несколько инстанций от сменного оперативного журнала на промысле до кабинета главного инженера нередко изменяются на величину до 17%.

    Вместо дорогостоящих специальных смазочных масел в компрессорных установках используются гораздо более дешевые, что в итоге приводит к перерасходу электроэнергии.

    Из двадцати обследованных муниципальных котельных, в числе сотни других, числящихся на имущественном балансе и учитываемых в энергетическом балансе областного министерства энергетики и ЖКХ, две давно остановлены и разграблены.

    Эти и еще многие примеры – результаты энергетической инвентаризации, которую мы проводили по своей инициативе, начиная с 2002 года в рамках обычных энергообследований.

  6. Организационный и кадровый потенциал для выполнения таких работ пока еще имеется в форме энергоаудиторских СРО и организаций, в лице пока еще достаточно многочисленного профессионального сообщества специалистов по энергетическим обследованиям. Думаю, не более, чем через год все это просто исчезнет.

  7. Слово инвентаризация по самым различным поводам уже начинает произноситься вновь избранными депутатами Госдумы. Ведь многим понятно сегодня, что никакого подъема без четкого понимания базы, от которой предстоит подниматься, быть не может.

    Росстат всего лишь суммирует далеко не всегда корректную и совсем не полную информацию «снизу». Инвентаризация не дублирует и не подменяет статистику. Данные энергетической инвентаризации будут функционально ориентированы и достоверны.

И последнее. Энергосбережение без всеохватного приборного учета – это пустое слово, лозунг. Но сегодня учет – это не «вертушка» на трубе в туалете, а информационно-измерительная система с иерархической архитектурой. Это – средство сбора и обработки больших массивов информации, их представление. Это возможность функционирования в реальном масштабе времени. И так далее, красивых слов можно сказать много.

Постановлением Правительства РФ от 1997 года оснащение всех бюджетных учреждений приборным учетом должно было завершиться к концу 1999 года. Нельзя стремиться вперед, перешагивая через несделанное и невыполненное: все равно будешь топтаться на месте. Что мы и наблюдаем сегодня.

вернуться к списку
   
Адрес: 115201, Российская Федерация, г. Москва, Каширское шоссе, д. 22, корп. 3; Тел.: 8 (495) 984-53-19, 8 (499) 753-81-56, 8 (926) 629-83-63
E-mail: Карта сайта
Энергетический паспорт - НП «СЭФ НГП»
создание сайтов
IT-ГРУППА “Передовик точка ру”