Екатерина Кравченко "Ведомости"
Повышение энергоэффективности и рост собственной добычи сократят импорт нефти CША — крупнейшего потребителя топлива — на 50% к 2020 г., прогнозируют эксперты Международного энергетического агентства (МЭА).
В прошлом году потребность страны в нефти снизилась на 4% на каждую $1000 выпуска — с 0,165 т нефтяного эквивалента до 0,158 т в день против 0,266 т в Китае и 0,117 т в Евросоюзе. В странах ЕС — главного потребителя российской нефти — энергопотребление сокращается в среднем на 1,5% в год с 2001 г. (данные Еврокомиссии).
Крупнейшие потребители энергоресурсов сэкономили 570 млн т нефтяного эквивалента стоимостью $420 млрд за пять лет, подсчитали в МЭА: «Если бы не ставка на энергоэффективность, которую сделали правительства развитых стран, текущее потребление сырья было бы на 5% выше». Но пока глобальные инвестиции в энергоэффективность ($300 млрд в 2011 г.) более чем вдвое отстают от вложений в добычу нефти и газа, оценило МЭА. Стратегия Евросоюза предполагает сокращение годового импорта нефти на 2,6 млрд баррелей к 2020 г., что сэкономит странам блока 193 млрд евро.
Повышение энергоэффективности уже изменило картину потребления ресурсов и обещает значительные перемены в будущем, предупреждает МЭА. Крупнейшим производителем нефти в прошлом году была Саудовская Аравия (11,7 млн баррелей в день), США — на втором месте (11,1 млн), Россия — на третьем (10,4 млн). В 2014 г. на первом месте окажутся США, прогнозирует МЭА. Роль США на глобальном топливном рынке изменилась благодаря не только росту добычи сланцевой нефти, но и политике энергосбережения, отмечает МЭА.
Задачу сократить зависимость США от импорта нефти поставил в 2005 г. бывший тогда президентом Джордж Буш: в те годы транспорт США на 97% зависел от нефти, а 90% мирового предложения контролировали иностранные правительства. Идею подхватил нынешний президент Барак Обама: он ставит задачу снизить импорт сырья на 30% за 10 лет и увеличить долю альтернативных источников энергии до 85%. Сильная зависимость от импорта топлива делает экономику слишком уязвимой, рост цен на сырье бьет и по бизнесу, и по потребителям, говорил Обама.
Рост добычи в США снижает спрос на поставки традиционных экспортеров, политика энергоэффективности усиливает этот тренд, предупреждает МЭА. Главная проблема рынка в будущем — переизбыток сырья, считает Джон Килдафф из Again Capital. Из-за роста добычи в США спрос на нефть картеля сократился, жаловался летом саудовский принц Альвалид бен Талал. В сентябре этого года добыча стран ОПЕК снизилась на 400 000 баррелей в день до 30,05 млн баррелей, это самый низкий уровень с 2011 г. По собственному прогнозу картеля, потребность в его нефти в следующем году сократится на 400 000 баррелей в день. При этом поставки независимых производителей вырастут на 1,2 млн баррелей в день. Прогноз МЭА выше — на 1,7 млн баррелей в день. На нефть такого качества, как производит ОПЕК, спрос всегда будет существовать, успокоила вчера исполнительный директор МЭА Мария ван дер Ховен.
Впрочем, пессимистичный для традиционных экспортеров нефти сценарий может не сбыться. Движение США на пути повышения энергоэффективности может также застопориться, признает МЭА: из-за низких внутренних цен на газ снизятся стимулы для повышения энергоэффективности, негативный эффект окажут и проблемы с бюджетом. Цены на природный газ в США упали в прошлом году в 1,4 раза до $2,83 за 1 млн британских термальных единиц.
|