Перевод на технологические рельсы процесса энергетических обследований в бюджетной сфере и на социально-значимых объектах.
Сложившаяся ситуация:
Результаты «массированно» проведенных энергетических обследований (ЭО) существенно отличаются от ожидаемых, причем далеко не в лучшую сторону:
Во-первых, вся программа обязательных ЭО выполнена едва на треть.
Во-вторых, результаты большинства выполненных ЭО, низкого качества;
В-третьих, разработанные, а точнее говоря скомпилированные, программы энергосбережения зачастую носят декларативный характер – простой набор типовых, хорошо известных мероприятий с достаточно неубедительным технико-экономическим обоснованием их реализации. Кроме того имеют место некорректные рекомендации и выводы не относящиеся к конкретным объектам. (Например: рекомендации - установить теплоотражающие экраны за радиаторами водяного отопления на объектах, где используется тепловентиляция и т.п.).
Основные причины низкого качества результатов ЭО в следующем:
- Недостаточная проработка нормативно-методической документации и единого методологического сопровождения уполномоченным государственным органом;
- Регистрация СРО по формальным признакам из-за законодательного ограничения полномочий регистрирующего государственного органа;
- Некачественная или недостаточная подготовка энергоаудиторов и ответственных за энергосбережение со стороны заказчика, в том числе единый уровень подготовки (72 учебных часа) всех категорий слушателей без учета базового образования (инженеры- энергетики, инженеры- технологи, инженеры – экономисты, и специалисты не инженерно-технических специальностей);
- Отсутствие ответственности за низкое качество выполненных аудиторами и принимаемых заказчиками работ по ЭО, в том числе энергопаспортов;
- Регистрация в Минэнерго РФ только энергетических паспортов, которые порой составляются без проведения самого энергетического обследования.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. Основные принципиальные отличия к подходу проведения энергетического обследования для объектов бюджетной сферы:
1.1 Энергетическому обследованию (ЭО) подвергаются основные технологические объекты (здания, сооружения, инженерные системы и энергетические объекты, автотранспорт и т.д.). Ранее это относилось к юридическому лицу.
1.2 Энергетическое обследование проводить в следующих случаях:
1.2.1 В обычном порядке (раз в пять лет) для объектов со сроком эксплуатации не более 15…20 лет;
1.2.2 Обязательное ЭО для зданий, намеченных к реконструкции или капитальному ремонту, с выявлением энергетических и конструкционных недостатков, для включения их в смету затрат на ремонтные работы (или реконструкцию) и необходимую замену оборудования;
1.2.3 Проведение обязательного ЭО не менее чем через год эксплуатации объектов прошедших капитальный ремонт или реконструкции и модернизацию с целью выявления достигнутых результатов.
1.3 Энергетическое обследование является отдельным обязательным обоснованием для составления программы капитального ремонта, реконструкции, модернизации, и оснащения (закупки) энергетического оборудования, а также оборудования компьютерных классов, интерактивных средств обучения и информации.
1.4 Энергетическое обследование является обязательным обоснованием для утверждения нормативов технологических потерь электроэнергии тепловой энергии, удельных расходов топлива и запасов топлива для утверждения тарифов на энергоносители для бюджетных тарифно-регулируемых предприятий.
1.5 Результат ЭО – первично – технический отчет по проведенному обследованию, одним из приложений которого является энергетический паспорт. (исключается подмена энергетического обследования паспортизацией)
2 В состав энергетического обследования объектов бюджетной сферы входит:
2.1 Работы и услуги типового (классического) энергетического обследования с обязательными натурными измерениями, восполняющими недостающую документальную информацию и выявляющие дополнительные мероприятия по энергосбережению;
2.2 Включение в процесс обязательного ЭО элементов аттестации рабочих мест (в частности контрольные выборочные измерения уровня и качества освещенности, соблюдение температурного режима и влажности помещений, вентиляции и т.п.) с целью влияния разрабатываемых мероприятий энергосбережения на соблюдение санитарно-эпидемиологических норм;
2.3 Включение в процесс обязательного ЭО оценку изношенности оборудования на основе визуального контроля и/или дефектовке на основе контрольных измерений (включая обязательное, выборочное тепловизионное обследование ограждающих конструкций и энергоемкого оборудования);
2.4 Включение в процесс обязательного ЭО экологического аспекта (оценка влияния на окружающую среду вредных веществ) работы (эксплуатации) энергетических объектов, и воздействия результатов проведения мероприятий энергосбережения.
3 Основными результатами энергетического обследования объектов бюджетной сферы являются:
3.1 Технический отчет, отражающий результаты энергетического обследования в который входит:
3.1.1 Краткая характеристика объекта;
3.1.2 Технико-экономические показатели работы (эксплуатации) объектов;
3.1.3 Топливно-энергетические балансы использования ТЭР объектами (с отражением пятилетней ретроспективной и прогрессивной динамики);
3.1.4 Результаты и анализ выполненных натурных измерений (Протоколы измерений отражаются в отдельном приложении к техническому отчету);
3.1.5 Результаты проведенных необходимых расчетов с обязательным приведением определения индикаторов энергетической эффективности, целевых показателей энергоэффективности, (Порядок и детальные расчеты отражаются в виде активных электронных таблиц в отдельном приложении к техническому отчету);
3.1.6 Рекомендации по присвоению классов энергоэффективности, классов энегооснащенности, определения степени морального и физического износа зданий и сооружений и основного энергоемкого оборудования и применяемой техники;
3.1.7 Перечень мероприятий энергосбережения и повышения энергетической эффективности (включая оценку наилучших достигнутых технологий - НТД) с обоснованием технической возможности и экономической целесообразности реализации энергосберегающих проектов (в виде отдельного приложения к техническому отчету – Программа энергосбережения - с расчетом получаемого эффекта по годам и затрат на реализацию по каждому энергоносителю);
3.1.8 Энергетический паспорт объекта с индикаторами энергетической эффективности зданий/сооружений объекта и показателями их морального и физического износа, рекомендуемыми классами энергоэффективности и энегооснащенности зданий и сооружений с указанием конкретных мероприятий позволяющих переходить в следующий класс с технико-экономической оценкой на основе НДТ с определением приоритетности внедрения мероприятий (в виде отдельного приложения к техническому отчету).
3.2 Обоснование для составления программы капитального ремонта, реконструкции, модернизации, и оснащения (закупки) энергетического оборудования, а также оборудования компьютерных классов, интерактивных средств обучения и информации.
3.3 Обоснование для утверждения нормативов технологических потерь электроэнергии тепловой энергии, удельных расходов топлива и запасов топлива для утверждения тарифов на энергоносители для бюджетных тарифно-регулируемых предприятий.
4 Комплекс требований по проведению обязательных энергообследований (ЭО) бюджетных организаций, включая:
4.1 Условия проведения обследований:
4.1.1 Утверждённые уполномоченным государственным органом методики проведения энергетического обследования типовых объектов бюджетной сферы и наиболее социально-значимых объектов;
4.1.2 Утвержденный уполномоченным государственным органом перечень необходимых и достаточных работ по проведению энергетического обследования (включая проекты типового ТЗ и программы ЭО в зависимости от типов и сложности объектов обследования);
4.1.3 Утвержденные уполномоченным государственным органом методики натурных измерений необходимых и достаточных при проведении ЭО (с учетом реального отопительного сезона);
4.1.4 Разработка единой системы (правил) ценообразования на проведение обязательных энергообследований и правил установления граничных значений стоимости предполагаемых услуг, что позволит исключить (или ограничить) демпинг или необоснованное завышение цен на этом рынке услуг;
4.1.5 Типизацию отчетных документов по процессу и результатам обязательных ЭО.
4.1.6 На основе утвержденных уполномоченным государственным органом методик и правил проведения ЭО разработка СТО и правил СРО в области энергетических обследований с обязательным государственным и мониторингом.
4.2 Условия к разработке конкурсной документации и регламентированные требования к отбору исполнителей (энергоаудиторов);
5 Требования к энергоаудиторам проводящим обязательные энергетические обследования бюджетных организаций:
5.1 Допускать к проведению обязательных ЭО бюджетных организаций только юридических лиц, имеющих:
5.1.1 в штатном расписании аттестованных специалистов энергетиков (прошедших 72 часовой курс обучения) включенных в общероссийский реестр энергоаудиторов;
5.1.2 привлекаемых специалистов инженеров-технологов, инженеров-строителей и иных специальностей, учитывая специфику и сложность обследуемых объектов необходимых для проведения ЭО;
5.1.3 необходимый комплект собственных средств для приборного обследования;
5.1.4 имеющих практический опыт проведения ЭО по профилю заказчика;
5.1.5 обеспечивающих гарантию качества работ и услуг по ЭО не менее 3-х лет (например: критерий «гарантии качества» - оплата выполненных работ и услуг в 1-ый год -70%, во второй и третий года по 15 % стоимости обследования).
6 Пересмотр требований по профессиональной подготовке специалистов энергоаудиторов и ответственных за энергосбережение (со стороны заказчика):
6.1 Разработка целевых программы подготовки энергоаудиторов и ответственных за энергосбережение (со стороны заказчика) по энергетической направленности (теплоэнергетики, электроэнергетики, светотехники. метрологи и т.п.) и типизации объектов (энергообъекты, промпредприятия, общесоциальные объекты – больницы, театры, музеи, учебные и дошкольные заведения, жилищно-коммунальный сектор), включая общие вопросы специфики организации и проведения энергетических обследований.
6.2 За качество подготовки самих энергоаудиторов и ответственных за энергосбережение (со стороны заказчика) должны нести полную ответственность обучающие центры, в том числе финансовую.
6.3 Аттестация специализированных обучающих центров, имеющих:
6.3.1 Подготовленный аттестованный (не более 5 лет) преподавательский состав, обладающий практическим опытом (не менее 3 лет) проведения ЭО;
6.3.2 Собственную производственно-учебную базу по предмету обучения;
6.3.3 Учебные программы подготовки энергоаудиторов и ответственных за энергосбережение (со стороны заказчика) по энергетической направленности (теплоэнергетики, электроэнергетики, светотехники. метрологи и т.п.).
6.4 Введение обязательной шкалы почасового курса обучения специалистов по квалификации с учетом базового образования:
6.4.1 Специалисты энергетических профессий – 72 часовой курс обучения;
6.4.2 Специалисты инженерных специальностей (не энергетического базового образования) связанных с энергетикой – 144 часовой курс обучения;
6.4.3 Специалистов прочих специальностей ( за исключением технологов и т.п.) – получение ускоренного второго высшего образования.
7 Требования к мере ответственности всех участников процесса повышения энергетической эффективности:
7.1 К юридическим лицам – энергоаудиторам:
7.1.1 Финансовая ответственность – смотри гарантию качества работ (1-год 70%, 2-3 года по 15% стоимости работ). За невыполнения условий договора и невыполнения работ, срыва сроков выполнения ЭО – неустойка – 30% стоимости контракта.
7.1.2 Юридическая ответственность – приостановление или отзыв свидетельства СРО на право заниматься деятельностью по энергетическому обследованию в течении 1 года (должно быть прописано в СТО и правилах СРО)
7.2 К СРО в области энергетических обследований:
7.2.1 Финансовая ответственность – в рамках компенсационного фонда (компенсационный фонд не менее 2,5 млн. рублей).
7.2.2 Юридическая ответственность – приостановление деятельности или отзыв аккредитации СРО.
7.3 К юридическим лицам – заказчикам:
7.3.1 Финансовая ответственность: – непосредственно штраф на руководителя юридического лица – не менее 50 тыс. рублей за прием некачественной работы, уклонение от проведения энергетического обследования, выдачи заведомо недостоверной информации энергоаудитору.
7.3.2 Административная ответственность – руководителю юридического лица неполное служебное несоответствие за первичное нарушение п.7.3.1, освобождение от занимаемой должности за повторное и последующие нарушения п.7.3.1.
7.3.3 На ответственных за энергосбережение и энергоэффективность – за нарушение п.7.3.1 - штраф 10 000 рублей.
8 Полномочия государственному органу:
8.1 По результатам проведения ЭО:
8.1.1 На основе конкурса выбор специализированной экспертной компании для проведения выборочных независимых экспертиз результатов проведенных ЭО в бюджетной сфере;
8.1.2 Присвоение классов энергетической эффективности зданий и объектов бюджетной сферы.
Прежде всего, следует выполнить:
- комплексный анализ выполненных обязательных и добровольных энергообследований с определением доли «обследованного» энергопотребления;
- оценку уровня снижения энергопотребления по обследованным объектам с распределением на ближайшие пять лет и величину необходимых по годам капитальных вложений в реализацию разработанных программ для бюджетных объектов.
Уважаемые коллеги, прошу Вас делиться своим мнением и предложениями по вышесказанному. Наш e-mail: kovalenko_sovet@mail.ru.
|