8 (495) 984-53-19, 8 (499) 753-81-56, 8 (926) 629-83-63
 
Олимпийская стройка – олимпийское спокойствие?
  Опубликовано: 17.06.13

 

На сайте газеты «Ведомости» помещен разгромный материал о строительстве в Сочи олимпийских объектов под скромным заголовком «Как тратят деньги Олимпиады». «Ведомости» утверждают, что Олимпийская стройка обойдется России просто в космическую сумму – в 1,5 триллиона рублей!

Красноречивым подтверждением безудержного роста расходования казенных средств стала история с трамплином. Все мы хорошо помним телевизионные сюжеты, когда в начале февраля этого года Президент России Владимир Путин инспектировал олимпийские объекты. И когда Владимир Владимирович узнал, что срок сдачи трамплина в Красной Поляне перенесли с июня прошлого года на июль нынешнего, а при этом бюджет стройки вырос с 1,2 миллиарда до 8 миллиардов рублей, он не удержался от иронии: «Молодцы! Хорошо работаете». Ахмеда Билалова тогда сразу сняли с должности председателя совета директоров госкомпании «Курорты Северного Кавказа» (КСК), а заодно и с поста вице-президента Олимпийского комитета России. Генпрокуратура и МВД начали проверку КСК, завели уголовные дела. Билалов, как известно, уехал на лечение в Баден-Баден и возвращаться не спешит.

Известно также и то, что в Красной Поляне появился богатый инвестор. К тому моменту, когда Билалов попал под горячую руку Путину, Красной Поляной уже год управлял Сбербанк. На тот момент проект казался очень привлекательным.

Когда Путин приехал с инспекцией, трамплин был готов. Но сопутствующей инфраструктуры не было. Ни нормальных трибун, ни судейской вышки. А главное – не было готовых дорог.

Первоначально трамплин стоил 1,2 миллиарда рублей. В августе позапрошлого года он стал стоить 2,7 миллиарда , в апреле прошлого года подорожал до 4,5 миллиарда. Расходы росли, а надежда отбить их за счет недвижимости угасала. Себестоимость квадратного метра сейчас выросла до $2800, что сделало проект неокупаемым. Заработать на проекте, как считают эксперты, Сбербанк, скорее всего, не сможет, но окупить расходы по-прежнему надеется.

Конечно, можно по-разному относиться к точке зрения оппозиции в вопросе строительства олимпийских объектов, но грех не прислушаться к другому мнению, отличному от официальной позиции. А представители оппозиционного движения «Солидарность» Борис Немцов и Владимир Милов не так давно опубликовали свой экспертный и независимый доклад «Сочи и Олимпиада».

Как утверждают авторы этого объемного исследования, план проведения Олимпиады-2014 угрожает разрушить Сочи. Город физически не готов к огромной строительной, экологической, транспортной нагрузке, которую ему предстоит выдержать.

По мнению Немцова и Милова, Сочи уже стоит на пороге транспортного коллапса – по концентрации автотранспортных средств (их здесь около 120 тысяч) на душу населения приморского города опережает Москву. Сложный горный рельеф Сочи приводит к тому, что строительство транспортной инфраструктуры сопряжено с необходимостью сооружать множество горных тоннелей и мостов.

Отдельный вопрос – энергоснабжение Олимпиады. Сочи – глубоко энергодефицитный регион, по схеме электроснабжения являющийся тупиковым. Олимпийская программа оценивает стоимость сооружения энергообъектов в 49 миллиардов рублей. Помимо этого, для снабжения электростанций природным газом придется построить газопровод Джубга – Лазаревское – Сочи протяженностью 174 километра, из которых 151 займет подводный газопровод по дну Черного моря. Стоимость этого строительства, по подсчетам оппозиции, составит до 300 миллионов долларов. Это непростая задача, с учетом того, что «Газпром» сегодня испытывает трудности с обеспечением надежных поставок природного газа потребителям.

Одной из основных проблем, связанных с Олимпиадой–2014, является крайне неудовлетворительное состояние систем водоснабжения и канализации города и прилегающих районов. Как утверждают Немцов и Милов, существующая система водоснабжения и канализации спроектирована с расчетом на численность постоянного населения города, не превышающую 240 тысяч человек. Но уже в настоящее время в Сочи проживает более 400 тысяч, а во время Олимпиады ожидается прибытие еще около 250 тысяч человек!

Все основные объекты Олимпиады–2014 предполагается разместить в районе Имеретинской бухты на площади в 21 квадратный километр, расположенного между реками Псоу и Мзымта. То есть размещение основной олимпийской инфраструктуры планируется осуществить на пойменных землях. Авторы доклада восклицают: с геологической точки зрения это – чистая авантюра! Возведение капитальных сооружений в илистых и болотистых грунтах практически невозможно.

Проанализировав все показатели, Немцов и Милов приходят к выводу, что размер откатов и завышения смет при сооружении олимпийских объектов просто чудовищный.

И как пример приводят одну из главных российских бед – дороги. В международной практике максимальная планка стоимости строительства автомагистралей – 70 миллионов долларов за километр. Как правило, такие цифры характерны только для сложных горных тоннелей – например, в швейцарских Альпах. Однако только 27 из 50 километров дороги «Адлер – Красная Поляна» будут представлять из себя тоннели. Даже если взять за ориентир высокую оценку стоимости строительства тоннелей, на все 27 километров тоннелей получается 1,9 миллиарда долларов (между прочим, сумма, равная полному бюджету Зимней Олимпиады в Ванкувере, Турине или Солт-Лейк-Сити).

Заканчивают свой доклад оппозиционеры совсем грустным выводом: отнятие Игр у России – вполне реальная перспектива. Глядя на многочисленные проблемы подготовки к сочинской Олимпиаде, не являющиеся ни для кого секретом, власти южнокорейского Пхенчхана, проигравшего Сочи считанные голоса, могут воспользоваться своим правом и обратиться в международные суды для отмены решения. Такой прецедент уже был. В 1976 году вместо Денвера зимняя Олимпиада прошла в австрийском Инсбруке.

Повторимся: точка зрения представителей оппозиционного движения «Солидарность» не  истина в последней инстанции. И тем не менее в докладе Ефима Немцова и Владимира Милова, на наш взгляд, есть немало аргументированных выводов. Соглашаться с ними или нет – дело каждого профессионального строителя. Как, впрочем, и всех наделенных властью чиновников, олимпийское спокойствие которых в данной ситуации можно расценивать как потворничество любителям откатов.

Мы продолжаем следить за ходом строительства олимпийских объектов в Сочи, равно как и за любыми мнениями на эту тему. И если у вас, уважаемые читатели, есть своя точка зрения – милости просим на нашу дискуссионную площадку.

Ваш ЗаНоСтрой. РФ

 

 

вернуться к списку
   
Адрес: 115201, Российская Федерация, г. Москва, Каширское шоссе, д. 22, корп. 3; Тел.: 8 (495) 984-53-19, 8 (499) 753-81-56, 8 (926) 629-83-63
E-mail: Карта сайта
Энергетический паспорт - НП «СЭФ НГП»
создание сайтов
IT-ГРУППА “Передовик точка ру”