Минэкономразвития России как уполномоченный орган опубликовало Государственный доклад “О состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации в 2017 году”.
По таким сегментам как
- бюджетный сектор
- строительство и ЖКХ
- транспорт
- промышленность
- сельское хозяйство
- ТЭК
дано описание ситуации в разрезе: общее состояние, система управления, техническое регулирование, финансовые механизмы, поддерживающие механизмы. Проанилизрованы по ведомствам госпрограммы, их содержание и выполнение.
Например, выяснилась интрига, что такое класс энергоэффективности зданий бюджетный учреждений. Это “предварительный класс энергоэффективности”, высчитываемый на основании показателей ГИС “Энергоэффективность”.
В докладе много ссылок на данные ГИС ЭЭ, что, конечно, большого доверия пока не вызывает, но вселяет надежду, что новый уполномоченный орган там наведет порядок.
Есть и другие интересные моменты. Например,
Из 9062 введенных в 2017 г. в эксплуатацию МКД 8686 получили класс энергетической эффективности. Из них наивысший класс энергетической эффективности (классы B, A, A+, A++ согласно приказу Минстроя России № 399/пр) получили 6542 МКД (более 75 %)
Снова вопрос о достоверности данных. Если класс определять не по результатам приборных обследований и расчетов на их основе, а верить тому, что пишут в проектной документации, то ой.
Приведен мониторинг реализации государственной политики на региональном уровне по субъектам Российской Федерации. Проведена оценка энергоемкости ВРП регионов и ее динамики, а также еще целый ряд отдельных показателей по регионам – АИТП, светодиоды, энергоэффективность зданий, сдача деклараций, оприборенность и т.п., что и дает в результате итоговый рейтинг энергоэффективности в бюджетной сфере и ЖКХ по регионам. В разрезе работы с регионами прописаны принципы системы управления, оттуда видно, что контролируют, и за что спрашивают.
Есть анализ рынка энергосервиса от РАЭСКО.
Отдельный раздел – корпоративные политики повышения энергоэффективности.
Выводы:
По данным официальной статистической отчетности за период 2012 – 2016 гг. снижение энергоемкости ВВП России составило 26 %, а с учетом оценки показателя за 2017 г. снижение за весь рассматриваемый период составило порядка 34 %.
Однако, отмечают авторы доклада, эти расчеты не избавлены от инфляционного фактора. По оценкам Минэкономразвития России, по итогам 2017 г. снижение энергоемкости ВВП по сравнению с уровнем 2012 г. составило только 5 % при расчетах в постоянных ценах 2012 г. Тенденцию к снижению показателя демонстрирует большинство субъектов Российской Федерации, однако в ряде наиболее развитых регионов наблюдается растущий тренд.
…
В настоящее время в условиях прогнозируемой стабилизации и перехода к фазе роста экономики, важно завершить выстраивание системы отраслевого целеполагания и контроля в области энергоэффективности. Особенно это актуально для бюджетного сектора.
При этом в среднесрочной перспективе среди отраслевых инициатив максимальным потенциалом для реализации в относительно короткие сроки можно выделить:
- продолжение практики вывода из эксплуатации неэффективных тепловых генерирующих мощностей, имеющих удельный расход топлива значительно выше среднего;
- внедрение эффективных механизмов регулирования рынка тепла, направленных на стимулирование повышения доли источников тепла, работающих в режиме комбинированной выработки, в тепловой нагрузке;
- внедрение опережающими темпами энергоэффективных технологий при строительстве и капитальном ремонте в бюджетном и жилищном секторах, а также масштабный переход на энергоэффективное светодиодное освещение как во внутреннем, так и во внешнем освещении.
Последний раздел приводит “инициативы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и предложения по направлениям развития государственной политики”, фактически, раскрывая идеологию Комплексного плана (распоряжение №703 р), но так как документ живой, есть много интересного. Например,
- установление срока банковской гарантии по энергосервисным контрактам только на период реализации инвестиционной стадии;
- введение института объективного определения экономии по энергосервисным договорам (контрактам);
- упрощенный судебный порядок рассмотрения споров по энергосервисным договорам (контрактам).
А также снова предлагается проработать механизм отбора и реализации инвестиционных проектов энергосервисной деятельности в бюджетной сфере, включая отработку с Центральным банком Российской Федерации создания особых условий для таких проектов, предусматривающих снижение размера обязательных резервных требований под энергосервисные договора (контракты).
Еще из интересного:
- обеспечить интеграцию ГИС «Энергоэффективность» с системой «Электронный бюджет» с целью обеспечения сверки платежей за энергетические ресурсы и отчетов об энергопотреблении в рамках энергетических деклараций бюджетного сектора. При этом целесообразно отработать цепочку автоматической передачи сведений об энергопотреблении с приборов учета в ГИС “Энергоэффективность”
- проработать вопрос об организации взаимодействия ГИС «Энергоэффективность» и ГИС ТЭК в части показателей энергосбережения и энергетической эффективности.
Источник: ЭнергоАтлас |