8 (499) 239-02-83
 
Опубликован Госдоклад об энергоэффективности за 2017 год
  Опубликовано: 17.10.18

Минэкономразвития России как уполномоченный орган опубликовало Государственный доклад “О состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации в 2017 году”.

По таким сегментам как

  • бюджетный сектор
  • строительство и ЖКХ
  • транспорт
  • промышленность
  • сельское хозяйство
  • ТЭК

дано описание ситуации в разрезе: общее состояние, система управления, техническое регулирование, финансовые механизмы, поддерживающие механизмы. Проанилизрованы по ведомствам госпрограммы, их содержание и выполнение.

Например, выяснилась интрига, что такое класс энергоэффективности зданий бюджетный учреждений. Это “предварительный класс энергоэффективности”, высчитываемый на основании показателей ГИС “Энергоэффективность”.

В докладе много ссылок на данные ГИС ЭЭ, что, конечно, большого доверия пока не вызывает, но вселяет надежду, что новый уполномоченный орган там наведет порядок.

Есть и другие интересные моменты. Например,

Из 9062 введенных в 2017 г. в эксплуатацию МКД 8686 получили класс энергетической эффективности. Из них наивысший класс энергетической эффективности (классы B, A, A+, A++ согласно приказу Минстроя России № 399/пр) получили 6542 МКД (более 75 %)

Снова вопрос о достоверности данных. Если класс определять не по результатам приборных обследований и расчетов на их основе, а верить тому, что пишут в проектной документации, то ой.

Приведен мониторинг реализации государственной политики на региональном уровне по субъектам Российской Федерации. Проведена оценка энергоемкости ВРП регионов и ее динамики, а также еще целый ряд отдельных показателей по регионам – АИТП, светодиоды, энергоэффективность зданий, сдача деклараций, оприборенность и т.п., что и дает в результате итоговый рейтинг энергоэффективности в бюджетной сфере и ЖКХ по регионам. В разрезе работы с регионами прописаны принципы системы управления, оттуда видно, что контролируют, и за что спрашивают.

Есть анализ рынка энергосервиса от РАЭСКО.

Отдельный раздел – корпоративные политики повышения энергоэффективности.

Выводы:

По данным официальной статистической отчетности за период 2012 – 2016 гг. снижение энергоемкости ВВП России составило 26 %, а с учетом оценки показателя за 2017 г. снижение за весь рассматриваемый период составило порядка 34 %.

Однако, отмечают авторы доклада, эти расчеты не избавлены от инфляционного фактора. По оценкам Минэкономразвития России, по итогам 2017 г. снижение энергоемкости ВВП по сравнению с уровнем 2012 г. составило только 5 % при расчетах в постоянных ценах 2012 г. Тенденцию к снижению показателя демонстрирует большинство субъектов Российской Федерации, однако в ряде наиболее развитых регионов наблюдается растущий тренд.

В настоящее время в условиях прогнозируемой стабилизации и перехода к фазе роста экономики, важно завершить выстраивание системы отраслевого целеполагания и контроля в области энергоэффективности. Особенно это актуально для бюджетного сектора.

При этом в среднесрочной перспективе среди отраслевых инициатив максимальным потенциалом для реализации в относительно короткие сроки можно выделить:

  • продолжение практики вывода из эксплуатации неэффективных тепловых генерирующих мощностей, имеющих удельный расход топлива значительно выше среднего;
  • внедрение эффективных механизмов регулирования рынка тепла, направленных на стимулирование повышения доли источников тепла, работающих в режиме комбинированной выработки, в тепловой нагрузке;
  • внедрение опережающими темпами энергоэффективных технологий при строительстве и капитальном ремонте в бюджетном и жилищном секторах, а также масштабный переход на энергоэффективное светодиодное освещение как во внутреннем, так и во внешнем освещении.

Последний раздел приводит “инициативы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и предложения по направлениям развития государственной политики”, фактически, раскрывая идеологию Комплексного плана (распоряжение №703 р), но так как документ живой, есть много интересного. Например,

  • установление срока банковской гарантии по энергосервисным контрактам только на период реализации инвестиционной стадии;
  • введение института объективного определения экономии по энергосервисным договорам (контрактам);
  • упрощенный судебный порядок рассмотрения споров по энергосервисным договорам (контрактам).

А также снова предлагается проработать механизм отбора и реализации инвестиционных проектов энергосервисной деятельности в бюджетной сфере, включая отработку с Центральным банком Российской Федерации создания особых условий для таких проектов, предусматривающих снижение размера обязательных резервных требований под энергосервисные договора (контракты).

Еще из интересного:

  • обеспечить интеграцию ГИС «Энергоэффективность» с системой «Электронный бюджет» с целью обеспечения сверки платежей за энергетические ресурсы и отчетов об энергопотреблении в рамках энергетических деклараций бюджетного сектора. При этом целесообразно отработать цепочку автоматической передачи сведений об энергопотреблении с приборов учета в ГИС “Энергоэффективность”
  • проработать вопрос об организации взаимодействия ГИС «Энергоэффективность» и ГИС ТЭК в части показателей энергосбережения и энергетической эффективности.

Источник: ЭнергоАтлас

вернуться к списку
   
Адрес: Российская Федерация, г. Москва, ; Тел.: 8 (499) 239-02-83
E-mail: Карта сайта
Энергетический паспорт - Ассоциация «СЭФ НГП»