8 (499) 753-81-56, 8 (926) 629-83-63, 8 (495) 984-53-19
 
Мы за системную «интеллектуализацию» отечественной электроэнергетики
  Опубликовано: 06.06.18

Сегодня много споров ведется о путях возрождения научной школы, поисках новых моделей управления отдельными отраслями и экономикой страны в целом. Как сохранить преемственность, накопленный колоссальный багаж знаний и развивать его с помощью молодых специалистов и новых современных технологий и методов? На эти вопросы отвечает гость редакции Владимир Юрьевич Кононенко, Председатель секции научно-экспертного совета по мониторингу реализации законодательства в области энергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности при рабочей группе Совета Федерации, возглавлявший с апреля 2017 по апрель 2018 года Энергетический институт имени Г.М. Кржижановского (ЭНИН).

Председатель секции научно-экспертного совета по мониторингу реализации законодательства в области энергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности при рабочей группе Совета Федерации - Владимир Юрьевич Кононенко

– Владимир Юрьевич, Вы возглавляли один из старейших отраслевых энергетических институтов – головную научную организацию, где ведутся комплексные исследования по перспективным направлениям развития энергетики. Каковы Ваши видения перспектив развития отрасли? Отличаются ли они от прогнозов, отраженных в Энергостратегии-2035?

– Энергетический институт, как Вы правильно отметили, решает стратегические вопросы развития отрасли. Данная задача в Институте решается в соответствии с планами стратегического развития экономики Российской Федерации. Естественно, по мере развития экономики страны, ее движения вперед, появляется существенно новый круг задач. Например, сегодня все чаще звучит такой термин, как «цифровизация», которая должна охватить все сферы экономики и промышленности. И, естественно, Институт начинает работать над стратегическими задачами с учетом нового вызова.

Сегодня задача стратегического видения развития отечественного электроэнергетического комплекса на долгосрочную перспективу до 2050 года является, как никогда, актуальной. И для этого есть несколько причин. Прежде всего, это то, что меняются экономические реалии в нашей стране. Те нормы и показатели, которые были заложены в предыдущие программы, уже не могут быть использованы сейчас в полном объеме. Необходимо также учитывать и нынешнюю внешнеполитическую ситуацию, социальные аспекты, экологические требования, вопросы энергосбережения. Все эти изменения носят существенный характер и имеют высокую динамику: ситуация меняется очень быстро.

Во-вторых, электроэнергетика является реальной основой экономического прогресса нашей страны и улучшения качества жизни людей. Без планомерного развития электроэнергетики невозможно будет обеспечить устойчивое развитие общества в самом широком смысле этого слова. При этом, к сожалению, Энергостратегия-2035 до сих пор так и не утверждена. Практически отрасль развивается «в рамках» документа, подготовленного уже почти 10 лет назад – это Энергостратегия-2030.

Передовые страны – США, Германия, КНР – сегодня осуществляют стратегическое планирование электроэнергетики до 2050 года. Это очень долгосрочная перспектива. За это время появятся новые технологии, новые вызовы. В основе подобных долгосрочных стратегий лежит сложный научный прогноз. У нас в отрасли сегодня такого прогноза нет и, как следствие, нет стратегии, которая бы отвечала всем существующим вызовам.

Третьей причиной, которая говорит об актуальности задачи подготовки стратегии развития электроэнергетики, является тот факт, что сегодня уже можно подвести некоторые итоги реформирования электроэнергетической отрасли, которое было проведено в 2008 году. Что мы сегодня имеем? В результате проведенных реформ в электроэнергетике России централизованная иерархическая система оптимального управления функционированием и развитием электроэнергетического комплекса страны, структура которой соответствовала государственному устройству страны, была заменена рыночной системой управления с образованием большого числа новых субъектов хозяйствования. При этом было упразднено центральное звено этой системы – вертикально-интегрированные энергоснабжающие региональные энергокомпании (АО энерго). Эти компании отвечали за надежное энергоснабжение регионов. Однако, несмотря на все титанические усилия, для новой структуры управления отраслью к настоящему времени так и не были созданы эффективные механизмы совместной работы новых собственников и государственного управления, которые бы в новых условиях обеспечивали оптимальное развитие и работу электроэнергетического комплекса страны как единого целого. Результатом этого стало снижение эффективности функционирования отрасли. Главной причиной создавшегося положения является то, что созданная новая система управления отраслью не соответствует сложившейся почти за 100 лет технологической основе Единой энергосистемы страны. Это нарушает базовый принцип управления сложными технологическими системами, к которым относится и Единая энергетическая система РФ. А именно, соответствие системы управления самой системе. Подобное нарушение создает внутренние противоречия в системе в целом и грозит ее разрушением. Сегодня об этом свидетельствуют крупные системные аварии, имевшие место в последние годы в Единой энергосистеме страны.

Сегодня можно констатировать факт, что мы всей страной стоим у некоторой развилки, если так, можно сказать. И нам надо ответить на простой вопрос: Что делать дальше с электроэнергетикой? Оставить все как есть или что-то менять? Если менять, то что? Вот мы и вернулись к Вашему вопросу. Отвечу я на него так, электроэнергетика должна идти по пути интеллектуализации энергосистемы, а точнее по пути трансформации Единой Энергетической Системы в «Гибкую» Высокоинтегрированную Энергетическую Систему (Flexbility Energy System). И первый шаг на этом тернистом пути мы уже сегодня делаем. Это «цифровизация». Мы начинаем говорить о «цифровых» электрических сетях, о «цифровой» электроэнергетике.

Некоторое время назад в отрасли поднималась тема интеллектуальной энергетической системы, национальной технологической инициативы – EnergyNet. Это отражает те основные тенденции, которые существуют или намечаются в рамках развития нашей современной электроэнергетики – уклон в сторону информационно-коммуникационных технологий, активных электротехнических устройств, прежде всего, активных регуляторов потоков электрической энергии, комплексных распределенных источников электрической энергии.

– Что, по Вашему мнению, необходимо сделать в отрасли, чтобы выйти из сложившейся ситуации?

– Прежде всего, целесообразно выполнить всестороннее сравнение существующей в России системы управления в электроэнергетике с лучшими практиками за рубежом, в том числе в США, Европейских странах, Китае, Бразилии. На этой основе с учетом опыта Советского Союза и российского опыта, полученного в начале 2000-х годов, разработать предложения по мероприятиям, направленным на совершенствование существующей системы управления отраслью и системы стратегического планирования и прогнозирования в отрасли с учетом долгосрочной перспективы, как составной части единой системы управления отраслью. Другими словами, прежде всего, необходимо поставить задачу создания системы целостного оптимального управления развитием и функционированием электроэнергетики страны как единого целого. А вот для ее решения необходимо выполнить следующие основные аспекты:

  • изменить целеполагание в системе управления электроэнергетикой. Цель должна состоять в минимизации затрат на развитие и функционирование отрасли при обеспечении требований надежности, качества электроэнергии, экологии, энергетической национальной безопасности, других государственных интересов;
  • развить методы и информационно-программные средства для получения оптимальных решений развития и функционирования электроэнергетического комплекса страны;
  • создать единую систему технологических и коммерческих правил и механизмов совместной работы собственников электроэнергетических объектов, обеспечивающих реализацию оптимальных решений при осуществлении соответствующего контроля со стороны государственных органов власти;
  • создать отраслевую систему стратегического планирования с учетом долгосрочной перспективы;
  • создать государственную систему обеспечения надежности и качества электрической энергии;
  • создать систему планирования и проведения научных исследований и разработки инновационных технологий, в том числе технологий гибких высокоинтегрированных энергетических систем с использованием автоматизации, роботизации, информатизации, цифровизации отрасли.

Решение задачи создать систему целостного оптимального управления электроэнергетикой будет упрощено при консолидации электроэнергетических активов и формировании субъекта хозяйствования – энергоснабжающей компании общего пользования, – отвечающего за надежное и экономичное энергоснабжение регионов и страны в целом. Представляется целесообразным осуществить такое формирование на базе ПАО «Россети». Первым шагом этого процесса должно быть создание на базе региональных структур ПАО «Россети» региональных энергоснабжающих компаний, отвечающих за надежное и экономичное энергоснабжение регионов и развитие региональных энергосистем. Консолидация активов даст возможность сократить затраты, связанные с неоправданным ростом численности персонала в отрасли, ввести внутриотраслевую оптимизацию между секторами генерации, передачи и распределения электроэнергии, устранить посредничество при продаже электроэнергии и тепла, аккумулировать российским энергокомпаниям средства и создать основу для обеспечения технического перевооружения отрасли на базе новых технологий и конкуренции с зарубежными производителями оборудования и энергокомпаниями.

Необходимо устранить имеющиеся диспропорции в затратах на строительство генерирующих и электросетевых объектов путем сокращения удельных затрат на электросетевое строительство, сокращения числа недостаточно обоснованных вводимых объектов, сокращения большого числа территориальных сетевых организаций (ТСО) и др. Необходимо максимально применять типовые проекты в строительстве генерирующих мощностей и электросетевых объектов по инновационным технологиям и использовать как эталонные наилучшие с точки зрения затрат и качества проекты строительства электроэнергетических объектов, реализованные в мире.

Необходимо создание механизмов, стимулирующих развитие ГТУ для покрытия пиковых и полупиковых нагрузок и систем управления спросом с целью увеличения числа часов использования высокоэффективного оборудования тепловых электростанций. С этой целью целесообразно перейти от оплаты установленной мощности к оплате мощности, связанной с обеспечением требуемых пиковых мощностей, определяемых с использованием индекса надежности LOLP или LOLE, как это сделано за рубежом.

Для ограничения роста тарифов на электроэнергию целесообразно введение режима регулирования «RPI – X» в целом для системы производства, передачи, распределения и потребления электроэнергии.

На современном этапе в условиях идущих процессов развития энергетических систем в мире и России для нашей страны актуальны две задачи. Первая – определение ключевых направлений долгосрочного развития электроэнергетического комплекса страны подобно тому, как это было сделано комиссиями, возглавляемыми Г.М. Кржижановским при разработке плана ГОЭЛРО и определении плана перспективных исследований по проблеме создания ЕЭС в 1957 году. Вторая – разработка системы целостного оптимального управления развитием и функционированием электроэнергетического комплекса страны в условиях наличия многих собственников электроэнергетических объектов с учетом различных временных и территориальных уровней управления и идущего в стране увеличения разнообразия источников генерации и компонентов энергосистем.

Хочу отметить еще один существенный аспект. Не имея сильной научной базы в отрасли, невозможно говорить о стратегическом планировании и прогнозировании, особенно на долгосрочную перспективу. И это вторая большая проблема отечественной электроэнергетики – отрасли, уровень развития которой является одним из четырех признаков промышленной цивилизации, и которая становится одним из четырех приоритетов развития, присущих постиндустриальному информационному суперинтеллектуальному обществу будущего. Без стратегии развития электроэнергетики мы не имеем руководящей нити для всей созидательной хозяйственной деятельности страны. А это уже вопрос национальной безопасности нашей Родины.

– Как сегодня обстоят дела с научными исследованиями в отрасли?

– Мой ответ будет достаточно пессимистичным. Ситуация с научными исследованиями и в целом с наукой в отрасли – тяжелая. С момента принятия плана ГОЭЛРО началось создание уникальной энергосистемы, в основе которой была мощная научная, конструкторская и производственная база энергетики. К сожалению, в постсоветское время мы потеряли и, что самое главное, продолжаем терять, все то, что было наработано в отрасли. В результате серьезно пострадал научно-технический и кадровый потенциал отрасли. Особенно опасно, что из научных и проектных организаций уходят высококвалифицированные ученые и специалисты, в том числе самого работоспособного возраста. В результате в энергетике в большинстве случаев на руководящих должностях оказываются «управленцы», не имеющие технологических компетенций, а часто, и опыта успешной работы в отрасли и, самое главное, не осознающих важность науки для развития электроэнергетики. Одновременно, резко сократились объемы научно-исследовательских и конструкторских работ по многим перспективным направлениям энергетики. Следствием всего этого стало разрушение единой отраслевой системы планирования и проведения научных исследований. Однако, хорошо известно, что умное богатое государство – это то государство, которое поддерживает науку. Получение новых знаний, которые в последующем будут составлять основу технологий, – это одна из фундаментальных государственных задач. Для того, чтобы фундаментальные научные знания трансформировались в технологии, необходимо привлекать бизнес причем как частный, так и государственный. Поэтому важно гармоничное сочетание государственного и частного финансирования.

Сегодня в области научных исследований многое перевернуто с ног на голову. Можно говорить о том, что отраслевая наука сведена до научного консалтинга, если так можно сказать, который фактически занимается тем, что лоббирует интересы производителей оборудования и технологий. Очень часто, зарубежных производителей. Примечательно, что такая картина наблюдается не только в электроэнергетике. И такая ситуация является нормальной с точки зрения производителя. Но это неприемлемо с точки зрения развития электроэнергетики. Должно действовать обратное правило: наука в результате исследований должна определять те технологии, те направления научно-технического развития, которые бы позволили трансформировать электроэнергетический комплекс в качественно новое состояние. И уже далее отраслевая наука совместно с отраслью ставит задачу промышленности – энергетическому машиностроению, электротехнической, кабельной промышленности – на разработку и производство необходимого оборудования. Вот это, на мой взгляд, и есть формула частно-государственного партнерства в научных исследованиях.

– Вы упомянули такую важную проблему как естественная убыль компетентных кадров. Как ее восполнять, как готовить молодых специалистов в стенах института?

– В 2017 году ЭНИН занял активную позицию на рынке и заключил соглашения о сотрудничестве с разными, в первую очередь, отраслевыми организациями, включая международные – Фраунтгоферовский Институт, банк БРИКС. В области подготовки кадров Институт сотрудничает с Московским Энергетическим Институтом, с Южно-Уральским государственным университетом и другими ведущими вузами страны. Мы придерживались принципа восстановления полного цикла подготовки научных кадров – от средней школы до НИИ и аспирантуры. В 2017 году ЭНИН подписал соглашение со средней школой города Москвы, о том, что сотрудники института будут проводить соответствующую популяризационную деятельность среди школьников в области электроэнергетики.

При Совете Федерации создана уникальная секция по кадровому обеспечению ТЭК. Институт является активным ее участником. В рамках данной секции существует консолидация руководителей ведущих университетов, начиная от МЭИ и Калининградского университета, заканчивая Якутией. Всего порядка более двадцати ректоров. Плюс руководители НИИ и энергетических компаний.

– Каково Ваше видение перспектив развития распределенной генерации? Какую роль она будет играть?

– Как я уже сказал, сегодняшний путь развития электроэнергетики – это путь в сторону «Гибкой» Высокоинтегрированной Энергетической Системы, в которой имеется единое энергетическое пространство, энергоснабжающая компания общего пользования и, в конечном итоге, энергетические просьюмеры. На этом пути роль так называемой распределенной генерации будет существенной. Я не сомневаюсь в том, что будущее электроэнергетики – это гармоничный баланс «большой» централизованной и «маленькой» распределенной энергетики. Именно постепенное приближение генерации к потребителю и приведет к появлению энергетических просьюмеров.

Сегодня в России сложилось несколько факторов, способствующих развитию распределенной генерации:

  • эффективные технологии распределенной генерации;
  • значительный рост тарифов на электрическую и тепловую энергию в системах централизованного электро- и теплоснабжения;
  • значительная плата за технологическое присоединение к централизованным системам электроснабжения;
  • стимулирование развития отдельных видов генерации, в том числе на базе ВИЭ;
  • повсеместное использование топлива, сопровождающего другие производства (попутный газ, отходы и др.);
  • начато освоение труднодоступных и удаленных районов, имеющих стратегическое значение для страны, – Арктика и Дальний Восток.

Отдельно я хочу выделить развитие комплексных источников энергоснабжения, как одно из направлений развития распределенной генерации. Сегодня подобные источники электрической энергии актуальны как для централизованных систем энергоснабжения, так и для изолированных энергосистем. Направление комплексных источников электроснабжения родилось на основе стратегических задач: освоение труднодоступных территорий Арктики и Дальнего Востока. Изолированная энергосистема – это, по сути, единая энергосистема в миниатюре. Другими словами, это такая энергосистема квазицентрализованного энергоснабжения с различными источниками электрической энергии, в которой все проблемы устойчивости и надежности носят ярко выраженный характер. Поэтому важно освоить технологии устойчивого и надежного функционирования изолированных энергосистем, особенно тех, в которых имеется комплекс разнообразных источников электрической энергии как традиционных углеводородных (ДГУ, ГПУ, ГТУ и т.п.), так и нетрадиционных и, в первую очередь, источников с переменной установленной мощностью – фотоэлектрические станции, ветроэлектрические станции и т.п.

В качестве первоочередных задач, которые необходимо уже сегодня решать, необходимо рассматривать, прежде всего, разработку методов (как технологических, так и экономических) управления функционированием и развитием энергосистем в условиях идущего в стране увеличения разнообразия источников генерации и компонентов энергосистем, включая развитие распределенной генерации на базе ГТУ, дизельных, газопоршневых, ветровых и солнечных электростанций, потребителей – производителей электроэнергии, систем управления спросом, накопителей энергии, активных регуляторов потоков электрической энергии. Во-вторых, это разработка технических требований к новым источникам генерации для их работы в составе ЕЭС России, изолированных энергосистем, адаптация требований по надежности и устойчивости энергосистем к новым условиям, разработка системы ценообразования.

– Расскажите, какие исследования проводит институт в области возобновляемой энергетики?

– Возобновляемая энергетика – сегодня это уже одна из апробированных технологий, которая находит применение во всем мире. Как я уже сказал, одна из отраслевых задач, которую необходимо решить в краткосрочной перспективе, – это управление энергосистемами, в которых доля альтернативных источников энергии достаточно велика. ПАО «Россети» и ПАО «МОЭСК» поддерживают научно-исследовательскую работу, которую инициирует ЭНИН, о влиянии распределенной генерации на электросетевой комплекс страны.

Второе направление, которым начал в 2017 году заниматься ЭНИН, – это испытания фотоэлектрических модулей. Сегодня на российском рынке присутствует достаточно большое количество производителей подобного оборудования. Но в стране нет ни методологии, ни технологии сертификации и испытания этих устройств. А мы говорим об использовании этого оборудования на стратегических направлениях Арктики и Дальнего Востока, где очень суровые климатические условия. ЭНИН совместно с чешскими партнерами начал прорабатывать вопрос испытания фотоэлектрических модулей, было подписано соглашение о сотрудничестве.

При Министерстве промышленности и торговли РФ создана секция солнечной энергетики. Есть решение о создании в Крыму на базе Астрофизической обсерватории центра по апробации испытаний технологий солнечной энергетики. В этом проекте будет активно участвовать и ЭНИН.

Источник: Региональная энергетика и энергосбережение

вернуться к списку
   
Адрес: 115201, Российская Федерация, г. Москва, Каширское шоссе, д. 22, корп. 3; Тел.: 8 (499) 753-81-56, 8 (926) 629-83-63, 8 (495) 984-53-19
E-mail: Карта сайта
Энергетический паспорт - Ассоциация «СЭФ НГП»