8 (499) 239-02-83
 
Как модернизировать энергетику – сборка мнений
  Опубликовано: 07.02.18

В рамках Недели российского бизнеса прошла конференция «Модернизация тепловой генерации: проблемы и перспективы», и сегодня оттуда много новостей, в том числе благодаря коллегам с портала Энергосовет.ру, сделавших несколько репортажей.

Соберем все здесь.

В мероприятии приняли участие: заместитель Министра энергетики России Вячеслав Кравченко, заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Михаил Расстригин, президент ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» Михаил Андронов, директор Ассоциации «Сообщество потребителей энергии» Василий Киселев, Заместитель руководителя ФАС России Виталий Королев, Заместитель Председателя Правления АО «СО ЕЭС» Федор Опадчий, Председатель Наблюдательного совета Ассоциации «Совет производителей энергии» Александра Панина, Председатель Правления – Генеральный директор АО «СУЭК» Владимир Рашевский, Генеральный директор ПАО «Фортум» Александр Чуваев, Первый заместитель генерального директора ООО «Газпром энергохолдинг Павел Шацкий и другие.

Позиция Минэкономразвития

Программа ДПМ заканчивается, и вместе с этим снижается инвестиционная активность в секторе генерации. В свою очередь, страдают отечественные энергомашиностроители. Чтобы электроэнергетика не стала тормозом экономического роста, нужна программа глубокой модернизации генерирующих мощностей, – заявил заместитель Министра экономического развития России М.Расстригин.

Программа позволит обновить основные фонды объектов генерации, это, в свою очередь, должно положительно сказаться на качестве и надежности энергоснабжения потребителей, повысить технологическую эффективность генерирующих объектов, обеспечить заказами предприятия отечественного энергомашиностроения.

Необходимо определить и согласовать объем финансовых ресурсов, который может быть направлен на модернизацию. С другой стороны, определить обоснованную потребность объектов генерации в модернизации и совокупный объем необходимых капиталовложений. И на этой основе определить детальные условия для проведения конкурса по модернизации и определения договорной конструкции.

В структуре платежей потребителей за новые энергетические мощности наиболее существенную долю занимают доходность проекта и объем капитальных затрат. Предлагается проводить двухэтапный конкурс.

На первом этапе – верификация объема капитальных затрат путем вовлечения потребителей в процедуру определения справедливой цены модернизации. Механизм верификации должен быть продуман таким образом, чтобы и генераторам, и потребителям было выгодно согласовать справедливую стоимость внутри установленного коридора.

На втором этапе – проекты с верифицированными капитальными вложениями конкурируют друг с другом по доходности, а также с учетом необходимости обеспечения качественного и надежного тепло- и электроснабжения потребителей.

Минэнерго России

Согласно программе модернизации, разработанной Минэнерго России, планируется модернизировать около 40 ГВт установленной мощности до 2030 года, при этом основой будет тепловая генерация, расположенная в центрах нагрузки и больше других нуждающаяся в модернизации.

У нас нет инструментов хеджирования рисков. Изменение цены даже на сотые доли процентов неприемлемо с точки зрения увеличения финансовой нагрузки на население. Поэтому был сделан выбор в пользу инструмента, подобного ДПМ. Это поможет нивелировать темпы роста цен

– заместитель Министра энергетики В.Краченко

Этот механизм может применяться и для объектов возобновляемой энергетики. При оценке проектов будут оцениваться потребности энергосистемы, объемы выработки, экономическая рентабельности, упор будет сделан на локализацию, с тем чтобы по максимуму использовать отечественное оборудование.

Скачать “Основные подходы к проведению отборов на реконструкцию (техническое перевооружение, модернизацию) тепловых электрических станций” от Минэнерго России здесь.

Основные направления от ФАС:

  • конкурентность процедур,
  • мнение потребителей,
  • параметры оборудования,
  • финансовые обязательства инвестора,
  • тарифное регулирование и принцип «тариф в обмен на эффективность»

Объекты, которые будут модернизированы, должны быть определены в рамках конкурентных процедур. По мнению ведомства, модернизированы могут лишь востребованные объекты, а также те, которые повысят свою эффективность в случае модернизации

– замглавы ФАС Виталий Королев

Он также упомянул, что приоритетным при модернизации станет использование отечественного оборудования в рамках курса на импортозамещение и обещал проконтролировать качество реализации проектов в части финансовых обязательств инвесторов, чтобы результатом были довольны все стороны электроэнергетического рынка.

Была также упомянута необходимость учитывать “обстоятельства рынка теплоснабжения”, поскольку зачастую производители электроэнергии вырабатывают и тепло тоже. В частности, в прошлом году был внедрен принцип “тариф в обмен на эффективность”, так что сэкономленные средства теплоснабжающие компании могут направлять на повышение эффективности. Эту практику необходимо сохранить, чтобы экономия не становилась причиной снижения тарифа, и средства оставались для модернизации.

Все это должно быть реализовано без превышения параметров прогноза социально-экономического развития. Представитель ФАС пообещал сохранить практику ежегодной корректировки тарифов на уровне ниже инфляции.

Ассоциация «НП Совет рынка»

В 2021 году суммарные платежи по ДПМ достигнут пика, после чего начнут снижаться. Среднегодовые темпы роста одноставочной цены замедлятся на рассматриваемом промежутке до 6,4%. Существенный и увеличивающийся вклад в рост одноставочной цены в этот период будут вносить инвестиции в генерацию на ВИЭ и атомную энергетику. Завершение программы строительства по ДПМ открывает «окно возможностей». Необходимо выработать подходы к выбору механизмов и приоритетных секторов модернизации генерации. », – сказал Председатель Правления Ассоциации.

После 2023 года цена на электроэнергию с учетом мощности на оптовом рынке начнет падать, преимущественно за счет снижения платежей по ДПМ, а затем стабилизируется, если не появится никаких новых механизмов стимулирования инвестиций, и правила регулирования на рынке не изменятся (среднегодовые темпы инфляции в этом прогнозе приняты 2%, среднегодовой прирост потребления – 0,5%). Такой сценарий ограничивает привлечение ресурсов на модернизацию генерирующего оборудования, а внедрение механизмов стимулирования инвестиций будет означать увеличение цены.

Ограничением для такого роста являются темпы инфляции, такая задача поставлена Президентом России.

При инфляции 2% и росте потребления на 0,5%, а также росте сетевого тарифа, скажем, в соответствии с инфляцией – с 2021 по 2035 годы предельная цена оптового рынка может вырасти примерно на 35%

– Максим Быстров, председатель Правления Ассоциации «НП Совет рынка»

В рублях это от 23 млрд рублей инвестиций в 2022 году, до более чем 600 млрд рублей в 2035 году.

Сценарные параметры:

  • Тепловая генерация – модернизация до 40 ГВт – стоимостная оценка еще не заложена
  • ВИЭ – в диапазоне от повторения текущей программы до увеличения объемов ВИЭ в четыре раза при снижении цены. Первый сценарий дает до 100 млрд рублей ежегодно, второй – до 300 млрд рублей.
  • ТБО дополнительные 510 МВт (еще 30 млрд рублей в год)
  • Новые АЭС (15 ГВт в Генеральной схеме) в умеренном сценарии – плюс 200 млрд рублей ежегодно
  • Новое строительство и модернизация на Дальнем Востоке и цифровизация сетей – пока нет расчетов.
  • Ограничение не выше инфляции касается всех.

При этих параметрах на модернизацию ТЭЦ остается от 50 до 250 млрд рублей в год, но в случае перетока на другие направления, остальные возможности сокращаются.

В части привлечения инвестиций в генерацию предпочтение необходимо отдавать конкурентным механизмам, позволяющим оптимизировать затраты. Поскольку прямая ценовая конкуренция между различными типами генерирующих объектов невозможна, нужно делать ставку на «внутривидовую» конкуренцию.

Не исчерпан, по мнению “Совета рынка”, потенциал КОМ (конкурентного отбора мощности), этот механизм может быть усовершенствован. При этом основа генерации и главный реципиент средств на модернизацию – тепловая энергетика.

Позиции участников отрасли

Ассоциация «Совет производителей энергии»: при сегодняшних темпах модернизации для обновления мощностей понадобится порядка 80 лет.

ПАО «Фортум»: переход на шестилетний КОМ даст возможность управлять риском дефицита мощности, поэтому рационально не проводить модернизацию в отношение всего оборудования подряд; неразумно давать дорогой ДПМ тем, кто и так успешно работает в конкурентном рынке, а также тем, кого, по мнению Системного оператора, можно просто вывести из эксплуатации или законсервировать.

АО «РОТЕК»: если не начать модернизацию отрасли сейчас, сумма необходимых на нее средств будет значительно выше обсуждаемой сегодн; ДПМ-2 предопределен; нужны требования к происхождению оборудования.

Минпромторг России: нужны типовые решения при проведении модернизации, что позволило бы снизить издержки при реализации проектов; требования по локализации производства.

Vegas Lex: необходимо возобновить ДПМ, это стабильная правовая конструкция, не подверженная рискам изменения регуляторами или отказам от исполнения обязательств поставщиками и потребителями.

В целом генерирующие компании готовы осуществлять необходимые для модернизации оборудования инвестиции, при наличии прозрачных долгосрочных гарантий их возврата.

Презентации доступны на официальной странице мероприятия

Источник: ЭнергоАтлас

вернуться к списку
   
Адрес: Российская Федерация, г. Москва, ; Тел.: 8 (499) 239-02-83
E-mail: Карта сайта
Энергетический паспорт - Ассоциация «СЭФ НГП»