Три события сплелись воедино на этой неделе — поездка в Улан-Удэ 13-14 ноября делегации НП «Ростепло», решения Правительственного совещания в ПАО «Россети» 15 ноября с участием Президента России и заседание профессионального энергетического клуба (ПРЭН-клуба) 16 ноября.
Байкальский региональный инфраструктурный форум в Улан-Удэ 13 ноября поднял проблему модернизации ключевых источников для регионов. Таковым для Бурятии является Улан-Удэнская ТЭЦ-2. Достройка ее двумя теплофикационными турбинами существенно повышает энергетическую безопасность города как по электроэнергии, так и по теплоснабжению.
В числе положительных сторон — существенная экономия топлива от когенерации (а точнее говоря, от теплофикации), вывод из эксплуатации десятков угольных котельных с невысоким кпд. Совокупно это дает существенную экономию топлива и выбросов в атмосферу, и то и другое крайне важно для Улан-Удэ.
Более того, на территории ТЭЦ есть и место, и вспомогательное оборудование для выпуска мощности, система дымоудаления и др.
Это значит, что при прочих равных условиях модернизация ТЭЦ обойдется существенно дешевле. Отрадно, что этот вариант одновременно поддерживают как энергетики, так и руководство города и региона. И другого варианта, кроме как использование механизма так называемого «договора поставки мощности», не просматривается.
То есть предполагается использование для модернизации ТЭЦ денег потребителей, а других средств у энергетиков нет. Никаких, и ни у кого, несмотря на радостное рапортование «о потрясающих успехах реформы электроэнергетики».
Собственно, разговор в Улан-Удэ свелся к необходимости продлевать такой механизм.
А Министерство энергетики на следующий день, словно услышав спикеров из Бурятии, среди прочего лукавства Президенту про успехи электрореформы и низкие тарифы предложило распространить пресловутый ДПМ на энергоблоки ТЭЦ. Прекрасно понимая, видимо, что никакая «альтернативная котельная» не соберет с нас с вами необходимые средства на новые турбины и станционное оборудование.
Ну что ж, нет худа без добра.
Вспомним, что разумные специалисты говорили об этом давно — помимо специалистов МЭИ и НП «Ростепло», в последний год это доказывал и председатель Совета директоров промышленного холдинга «РОТЕК» Михаил Лифшиц.
Открыть материал М.В. Лифшица в журнале «Энергия без границ» Интер РАО ЕЭС
Президент, видимо, одобрит такой подход, но каковы критерии актуальности модернизации ТЭЦ в городах и поселках России?
Какие станции модернизировать в первую очередь? На что опираться?
Этим вопросам было посвящено бурное заседание ПРЭН-клуба на днях (клуб действует около года и создан по инициативе НП «Ростепло»).
Конечно, нужно и можно использовать проработки схем теплоснабжения, но мы же понимаем их реальное качество. Кроме того, ясно, что в крупном городе необходимо учитывать еще проблемы топливо-, электро- и водоснабжения. И при увязке этих вопросов в соответствующих схемах тепло-, газо-, водо- и электроснабжения наряду с программами энергосбережения инфраструктур и мегаполисов будут наглядно видны разные резервы сокращения потерь, повышения эффективности и надежности. В частности, как это стало видно в Улан-Удэ.
Или как, в частности, было реализовано в Москве за прошедшие 9 лет, где такой комплексный подход позволил не только не увеличивать рост топлива при активно растущем городе, но даже снизить потребление газа за это время на 13-15%.
Понятно, что критерии должны быть разноплановы — тут и экономия топлива, и выбросов, продление ресурса оборудования, тарифы и реализация НДТ. Например, вот такой набор для обсуждения.
Показатели актуальности модернизации теплофикационных энергоблоков на ТЭЦ могут быть разделены на показатели непосредственно для ТЭЦ и показатели для всей системы теплоснабжения (зоны ЕТСО).

Думается, каждый из этих показателей может иметь разные «веса» для их некоего системного учета и сравнения. Надо думать дальше. Ждем откликов.
Открыть проект резолюции Байкальского регионального инфраструктурного форума, Улан-Удэ, 14 ноября 2017 года
Источник: ЭнергоАтлас |