На днях вице-премьер Аркадий Дворкович одобрил план по стимулированию так называемой микрогенерации на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ) мощностью до 15 кВт.
Роман Неуступкин, технический директор АО «Национальный инжиниринговый центр», прокомментировал данный документ для портала ЭнергоСовет.Ru.
Документ безусловно нужный, т.к. без создания условий, направление развиваться не будет. Задача государства анализировать и создавать условия, остальное – дело науки и бизнеса.
Но на сегодняшний день план только декларирует идею, пытаясь стимулировать энтузиастов, но не дает решений.
Поясню:
1. Как сказано выше, документ декларирует идею стимулирования потребителей. Поясняю почему пытается, потому что достаточно посмотреть стоимость средневзвешенной нерегулируемой цены на электрическую энергию (мощность), рассчитанную коммерческим оператором оптового рынка электрической энергии и мощности в установленном порядке (http://www.atsenergo.ru/results/market/svnc) и сравнить ее со стоимостью комплекта оборудования, его монтажа и посчитать экономику. Так, например, для ПАО «Мосэнергосбыт» средняя стоимость 1 кВт*ч в июне 2017 г. составила 1,204 руб.
2. Документ никак не стимулирует ни науку, ни промышленность на разработку и создание оборудования, соответственно рынок будет завален контрафактом, ведь требования устанавливаются только к прибору учета, используемого владельцем объекта микрогенерации ВИЭ, других заградительных мер для оборудования не предусмотрено.
3. Документ предлагает внести изменения в Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», но в текущей редакции Постановления не рассматриваются вопросы технического и технологического контроля и надзора за соблюдением требований безопасности при использовании объектов микрогенерации ВИЭ. Целесообразно эту норму в данное постановление не включать, а вносить изменения в соответствующие нормативные акты.
4. Кроме этого, что делать, если на данном участке электрические сети не готовы, кто, в какие сроки и за какие средства будет их приводить в необходимое соответствие.
5. Вернемся опять к контрафакту. Кто и каким образом будет отвечать за качество электрической энергии. В действующей конструкции отвечает энергосбытовая компания, но при этом она изначально покупает качественный товар. А кто здесь будет следить за качеством э/э и нести ответственность, в том числе финансовую?
6. Следующий вопрос, произошла авария в сети 0,4 кВ, каков порядок взаимодействия с владельцем объекта микрогенерации ВИЭ, можно ли его отключить, тем более если он является причиной этой аварии? А если с этим владельцем ВИЭ нет связи?
7. Электрические сети даже в рамках одного потребителя-владельца объекта микрогенерации ВИЭ не ограничиваются только сетью 0,4 кВ и ТП 6 (10)/0,4кВ, есть же еще питающий эту ТП фидер. А если на этом фидере произошло повреждение (обрыв провода, короткое замыкание, и т.д.), то через трансформатор установленный в ТП на питающий фидер через обратную трансформацию потечет ток. И это может, как усугубить повреждение оборудования, включая трансформатор, так и привести к попаданию под напряжение людей.
Для решения этих вопросов в странах Европы разрабатывается большой объем нормативных актов, включая стандарты. Мы же ограничиваемся очень узким комплектов документов, что делает данный документ, не программой действия, а только декларацией о намерениях.
Источник: ЭнергоСовет.Ru |