8 (499) 239-02-83
 
Новые возможности энергосервиса
  Опубликовано: 26.07.17

Энергосервис как один из лучших инструментов внедрения энергосберегающих технологий, модернизации объектов понимают уже все. Не выделяя дополнительные бюджетные средства, а только лишь создавая условия для привлечения частных инвестиций, при нынешнем дефиците бюджетных средств можно смело переходить на энергоэффективный путь развития региона. Владимир Сыромятников, директор ООО «Энергосберегающие технологии» известен своими прорывными идеями, он одним из первых внедрил энергосервисные контракты в нашей стране.

Директор ООО «Энергосберегающие технологии» - Владимир Владимирович Сыромятников

– Владимир Владимирович, расскажите о своей работе. Можно ли сделать уже какие-то выводы?

– В 2016 году мы завершили наши первые пятилетние контракты в Усть-Алданском и Горном улусах, которые мы заключили еще в 2011 году. Это был наш первый опыт вложения средств в такие проекты, но эти первые шаги были для нас очень полезны и интересны. За это время мы опробовали все новые и новые технологии, часть которых взяли за основу, применяя их на своих объектах энергосервиса. Много сил, средств и времени мы посвятили выбору мероприятий, которые считаются наиболее окупаемыми, эффективными, надежными, но бывало они не подтверждались или возникали скрытые расходы, которые уменьшали эффект экономии. Много времени уделили привлечению финансирования проектов, различным схемам финансирования: кредиты, факторинг, лизинг. На сегодня для дальнейшего развития энергосервисных контрактов в регионе кредитные ресурсы почти исчерпаны, нужны другие механизмы.

Факторинг был бы одним из удачных финансовых инструментов! Для привлечения банковского кредита компания должна что-то заложить в качестве обеспечения, а также есть суммарное ограничение на кредитование одного контрагента. А при факторинге (уступке права денежного требования) энергосервисная компания, уступая право денежного требования перед факторинговой компанией, все равно остается исполнителем контракта со всеми оговоренными условиями обязательства, но будущие доходы от экономии до конца срока контракта, после факта подтверждения за определенный промежуток времени, получает с дисконтом сейчас, не дожидаясь окончания контракта. Такой механизм финансирования привлекателен для компаний, у которых есть хороший результат!

Обсуждая различные финансовые механизмы, примеряя их на свои проекты, мы многое для себя познали в области банковских требований, бизнес-планирования и инвестиционного проектирования. За это время была проведена огромная работа по разработке нормативных актов, где мы принимали и принимаем активное участие. Благодаря руководству Республики Саха (Якутия) было принято множество нормативных актов, которых не было тогда на федеральном уровне, что позволяло в конечном итоге развиваться энергосервису в Якутии. Считаем, что наши проекты успешны тем, что в нашей республике есть люди, кому небезразлична наша страна, профессионалы своего дела. В настоящее время энергосервис набирает обороты по всей России и является эффективным инструментом для модернизации объектов, экономии ресурсов и средств. В тех объектах, где мы завершили мероприятия, экономию получает уже сам бюджет. У нас с ними сейчас договора на обслуживание установленного оборудования.

Мероприятия энергосервиса можно разделить на два показателя: зримые и скрытые. К скрытым относятся экономия тепловой энергии и энергоресурсов, которая считается только по данным приборов учета, что является единственной независимой оценкой нашей деятельности. К зримым показателям можно отнести видимые улучшения: обновленные фасады, стеклопакеты, двери и т.п. Часто многие не замечают, что для достижения экономии была проделана, действительно, большая работа, равноценная капитальному ремонту. И было бы хорошо, если бы наравне с нашими работами проводились бы другие мероприятия за счет бюджетных средств, порой даже не связанные с энергосбережением. Ведь от содержания объектов на должном уровне зависит очень многое.

– Какими показателями можете гордиться?

– На сегодняшний день мы реализуем 41 контракт на 93 объектах в пяти улусах республики: в Горном, Усть-Алданском, Томпонском, Намском и Хангаласском.

Мы в 1,5 раза увеличили экономию по сравнению с прошлым годом на объектах Намского улуса. В Усть-Алданском улусе новые обьекты показали очень хорошие результаты. Вообще результаты могли быть еще лучше, но мы до сих пор не нашли пути выхода по своевременной ежегодной сдаче приборов учета тепловой энергии, и получается каждый раз в это время искажается фактическая экономия и зависит это от лояльности инспектора, т.е. данные считаются принятыми на коммерческий учет с момента выезда на объект инспектора и подписания акта-допуска. В улусах где больше 30 поселков на территории 20 тысяч км2, где есть труднодоступные поселения, процесс приемки затягивается на месяцы, и этот период Потребитель тепловой энергии оплачивает по нормативу! Мы предлагаем теплоснабжающей компании перейти с разрешительной системы, на запретительную. Т.е. принять приборы учета с момента начала отопительного сезона при предъявлении 3-дневной распечатки корректных данных. Если данные искажены, тогда организовать выезд инспектора, который имеет право беспрепятственного доступа на узлы учета потребителей.

– А эта ситуация исправима? Какой видите выход?

– Конечно, такая ситуация в других регионах вообще не встречается, это наблюдается только в одной нашей теплоснабжающей компании, что усложняет, удорожает и препятствует не только энергосервису, а и массовому внедрению приборов учета. Это тормозит и внедрение новых технологий, так как без достоверного приборного учета планировать очень сложно. Такая ситуация возникла из-за несовершенства нормативно-правовых актов, регулирующих отношения Поставщика и Потребителя при коммерческом учете тепловой энергии. В свою очередь, мы активно принимаем участие над изменением нормативно-правовых актов, таких как правила коммерческого учета тепловой энергии и т.п. Надеемся, наши предложения будут услышаны и учтены, проблема будет снята.

– Расскажите о новых тенденциях. Какие технологии вы сейчас используете на своих объектах?

– В основном при выборе оборудования мы делаем основной акцент на качество, функциональность и сервис, при этом проводим и тщательный анализ технико-экономической составляющей технологии на длительный период времени. К примеру: полимерные предизолированные трубы подземной прокладки стоят дорого, но у них большой срок службы, гарантия производителя (49 лет), они легко монтируются, надежны, энергоэффективны, и это для эксплуатирующей компании становится приоритетным в выборе труб. Сейчас технологии развиваются семимильными шагами, рынок технологий огромен, и мы стараемся внедрять наилучшие технологии и достижения. От качественного, надежного и эффективного оборудования зависит и результат нашей работы, минимизация эксплуатационных расходов, ведь энергосервис, в основном, технологический процесс, то есть экономия возможна только от удачно выбранной технологии и совокупности качественных действий.

– Как Вы видите развитие энергосервиса, в каком направлении будет идти работа?

– Большой потенциал мы видим в энергосервисе в многоквартирных домах (МКД). В настоящее время мы ждем формирования нормативно-правового акта, который бы дал возможность нам реализовать такого рода мероприятия и в МКД. В прошлом году участвовал в совещании у Заместителя Председателя Правительства РФ А.В. Дворковича по вопросу реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, где удалось озвучить свои предложения по изменению федерального законодательства, часть из которых уже реализована.

– Какие планы у компании?

– Мы растем и развиваемся, учимся и работаем. Это цель любого предприятия. Например, наши объекты перешли на систему диспетчеризации, где реализована возможность не только удаленного контроля, но и управления автоматизированными тепловыми пунктами. В любое время суток мы можем увидеть параметры объекта и при необходимости корректировать температурный режим объектов из головного офиса в Якутске. В каждом районе есть наши специалисты-представители, которые обеспечивают мобильность, оперативность и качество непосредственно на объектах.

Мы видим, что наша компания может расширить свои возможности и в других сферах деятельности, связанных с энергетикой, ЖКХ, строительством. Нам важно совершенствовать свои знания, навыки, умения, мы стараемся расширять связи с другими компаниями, изучаем опыт других регионов и стран. Мы постоянно в поисках самых оптимальных решений, которые применимы в наших экстремальных северных условиях. Работаем не только для развития компании, а для развития экономики и технологий в целом для настоящего и будущего республики!

Екатерина Сергеева

Источник: Региональная энергетика и энергосбережение

вернуться к списку
   
Адрес: Российская Федерация, г. Москва, ; Тел.: 8 (499) 239-02-83
E-mail: Карта сайта
Энергетический паспорт - Ассоциация «СЭФ НГП»